Надежда Мосолова
Мастер-класс «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Тема: «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на своем мастер-классе по теме «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста»
Каждому из вас знакомы строки из вступления к поэме «Руслан и Людмила» замечательного русского поэта А. С. Пушкина :
Публикация «Мастер-класс „Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
«У Лукоморья…. по цепи кругом».
Стихи сопровождают нас всю жизнь, начиная с раннего возраста. Они развивают память, речь.
- Коллеги, вы пробовали когда-нибудь сочинять стихи?
- А ваши воспитанники?
- Как вы думаете, почему?
Действительно, сочинить стихотворение не просто, а научить сочинять стихи детей ещё сложнее. Прежде чем научить, ребёнок должен иметь большой систематизированный словарный запас, владеть образной речью, знать правила написания стихов. Согласны?
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Конечно, существует много технологий и методов, позволяющих регулировать процесс развития образной речи у детей. Одним из таких методов, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием синквейна.
- Коллеги, кому-то знакома такая форма работы?
- Может кто-то уже использует в работе с детьми?
- Сегодня я познакомлю вас с данным методом, а тот, кто знаком освежит в памяти (повторение – мать учения, продемонстрирую приёмы работы по созданию синквейна.
- Итак, что же такое синквейн?
Это слово происходит от франц. Слова «сайк»-пять, что означает – нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое пишется по определённым правилам.
Синквейн по форме напоминает ёлочку. (Модель)
ПЕРВАЯ СТРОКА – это тема синквейна, это явление или предмет, о котором будет идти речь. Здесь пишется одно слово, по части речи – это сущ-ое, которое отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Поскольку дети не умеют писать, то мы используем графическое изображение предметов или явлений, чтобы они потом сами могли воспроизвести, представить. Можно использовать картинки, игрушки. Попробуем вместе составить синквейн на тему ВЕСНА. Вы имеете определённые знания по этой теме. Кстати, синквейны составляются по изученным темам, произведениям.
ВТОРАЯ СТРОКА – включает в себя 2 слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Это обычно прил-ые, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Итак, весна какая? Какие два слова выберем? Как изобразим?
ТРЕТЬЯ СТРОКА – содержит три слова, которые описывают действия предмета или явления. По части речи – это глаголы, которые отвечают на вопросы что делает? Что сделает?
Весна что делает?
ЧЕТВЁРТАЯ СТРОКА – это фраза, предложение, в которой мы выражаем своё отношение к данному предмету или явлению. Это может быть пословица, крылатое выражение, цитата.
Составьте предложение со словом весна ИЛИ предложение на эту тему
ПЯТАЯ СТРОКА – последняя, это слово – синоним к теме синквейна, ассоциация, связанная с этим предметом или явлением. Детям можно задать вопросы: КАК ПО ДРУГОМУ МОЖНО НАЗВАТЬ? ЧТО ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КОГДА СЛЫШИТЕ ЭТО СЛОВО?
Какие ассоциации у вас со словом Весна?
Прочитаем, что же у нас получилось?
Весна, солнечная, теплая, дарит, светится, радует, на деревьях распускаются листочки, любовь!
Коллеги, какие-то вопросы у вас есть?
Теперь предлагаю каждому из вас побыть хоть чуточку творцом, поэтом и составить синквейн (раздаю карточки - картинки)- самостоятельная работа (письменно)
СИНКВЕЙН можно использовать в работе с детьми с овз после изучения какой-либо лексической темы. Данный метод позволяет оценить уровень усвоения ребёнком изученного материала. Можно использовать в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе.
- Коллеги, готовы?
Зачитывает 1.
- У кого тема синквейна такая-же? Зачитайте
- Коллеги, что заметили? (каждый синквейн индивидуален, каждый реализовал свои интеллектуальные и творческие способности)
- Спасибо, коллеги!
- Итак, в чём же значимость и эффективность данного метода?
• Учатся выделять из большого объема материала самое главное (анализируют)
• Активизируется мыслительная деятельность
• Развивается моторика
• Обогащается словарный запас: синонимами, определениями, речь становится образной.
• Его могут составить все!
• Каждый синквейн индивидуален
• позволяет оценить уровень усвоения ребёнком изученного материала.
• Излагать свои мысли кратко, учит краткому пересказу
Это и есть ценность данного метода.
А теперь хотелось бы услышать ваше мнение, впечатления относительно моего мастер-класса. Предлагаю вам составить синквейн на тему «Мой мастер-класс»
(устно)
Искренне благодарю вас за работу, надеюсь, что Синквейн поможет вам в вашей работе.
Спасибо за внимание!