Ирина Тихонова
Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание и обучение дошкольников на основе краеведческого материала - устоявшаяся традиция всей системы дошкольного образования. В настоящее время, когда ребенок с рождения окружен самой разнообразной информацией, краеведческие представления, знания, сведения приобретают для его развития все большую актуальность.
В современных исследованиях отмечено, что только на основе познания родного края у ребенка закладываются чувства патриотизма, гражданственности, идет эстетическое, экологическое и познавательное развитие. Поэтому при отборе содержания дошкольного образования актуальной является проблема - с какими представлениями ребенка необходимо знакомить в первую очередь, как выбрать из всего богатства накопленного народом опыта те сведения, которые будут иметь ценность для ребенка, для развития его личностных качеств и гражданской позиции и в то же время не перегружать ребенка лишней информацией?
Публикация «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Решение этой проблемы возможно при помощи интегрированного подхода к воспитанию и обучению дошкольников. Частично интегрированные связи отражены в программах дошкольного образования : в содержании; в преемственности со школой; во взаимосвязи с семейным воспитанием, с учреждением дополнительного образования. Интеграцию в дошкольном образовании рассматривали, как правило, с точки зрения содержательного аспекта (А. А. Головкина - интеграция двигательной и познавательной деятельности; Н. Ф. Виноградова - принцип комплексности при ознакомлении с окружающим миром; Т. М. Бондаренко - интеграция на занятиях по экологическому воспитанию и т. д.).
В реальной практике работы дошкольных учреждений принцип интеграции реализуется в виде интегрированных занятий, главной особенностью которых является то, что они строятся на основе какого-нибудь одного содержания и основной деятельности (изобразительной, речевой, музыкальной, познавательной, являющихся главными. Остальные, интегрируемые с ними виды деятельности, изучаемые явления или понятия помогают шире понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Краеведение как составная часть содержания дошкольного образования имеет, по сути, интегрированный характер, так как подразумевает знакомство детей с природой, культурой, историей, географией родного края; с людьми, населяющими его. То есть в содержании краеведения отражаются языковые явления, сведения о национальностях, традициях, обычаях, обрядах, праздниках, устном народном творчестве, музыкальном, художественном, декоративно-прикладном искусстве, особенностях географического положения, растительном и животном мире и пр. Однако если в отношении знаний о природе, отбора музыкальных произведений, произведений устного народного творчества, а также изобразительного и декоративно-прикладного искусства в содержании, отраженном в программах дошкольного образования, даются достаточно четкие установки для воспитателей, то аспект, включающий представления детей об истории и культуре родного края, нуждается в дополнительной разработке, поскольку специфичен для каждого конкретного региона Российской Федерации. На примере Республики Мордовия мы предприняли попытку с точки зрения интегрированного подхода обосновать подбор материала, который будет способствовать познанию родного края, его истории, географии, культуры, воспитанию любви к родине, гордости за знаменитых земляков, то есть патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
С целью ознакомления детей с родным краем в педагогическом процессе детского сада ставятся следующие задачи:
-формирование чувства привязанности к своему дому и своим близким;
-формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
-формирование представлений о России как о родной стране;
-воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания;
-воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики. Используя конкретный краеведческий материал, в содержание дошкольного образования в Мордовии включаются следующие блоки:
•Природа родного края
•Заповедные места Мордовии
•Саранск - столица Мордовии
•История возникновения родного города (села)
•Улицы моего города (села, поселка)
•Государственная символика Мордовии
•Известные люди Мордовии
•Художники Мордовии
•Герои Великой Отечественной, Афганской, Чеченской войны
•Достопримечательности нашего города (села).
Для ознакомления детей с родным краем используются различные методы и приемы - словесные (рассказ и объяснение воспитателя, чтение художественной литературы); наглядные (демонстрация наглядных пособий, просмотр кинофильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций); игровые (театрализованная деятельность, народные игры, дидактические игры); практические (упражнения в узнавании элементов родной культуры, разработка проектов, поисково-исследовательская деятельность).
Одной из проблем современного содержания дошкольного образования выступает отбор исторических фактов, доступных восприятию и пониманию детьми дошкольного возраста.
Исторические факты и явления ребенок начинает осознавать вместе с временными представлениями. Для него «история» - это то, что было давно, когда его еще не было на свете.
Ознакомление дошкольников с историей родного края невозможно без интеграции с другими областями знания. В современных программах дошкольного образования, рекомендованных к использованию в детском саду, исторические представления являются составной частью национально-регионального компонента содержания и включаются в разделы под названием «Ознакомление с общественной жизнью» или «Ознакомление с социальным миром».
С какими же историческими событиями можно познакомить ребенка? С чего начинается знакомство с историческим прошлым? Большое и нервостепенное значение здесь играет устное народное творчество, в первую очередь, народные сказки, мифы, легенды - ведь в них говорится о том, что было давно. Например, ребенка знакомят с мифологическими существами -Ведявой, Вирявой, с былинными героями - царем Тюштей, Аленой Арзамасской и т. д.
Другим средством ознакомления детей с историей является декоративно-прикладное искусство, посредством которого ребенок узнает о быте своего народа. Здесь важно создание предметно-пространственной среды. В практике работы дошкольных учреждений широкое распространение получили созданные мини-музеи, комнаты народного быта, «избы», уголки национальной культуры. В них ребенок знакомится с тем, как жили его предки, как обустраивали свое жилье, какую одежду и обувь носили, какой посудой, орудиями труда пользовались.
Еще одним средством ознакомления детей с историей родного края выступают различного рода досуговые мероприятия и развлечения. Участие в народных праздниках - новогодних утренниках, рождественских колядках,
масленице - позволяет познакомить детей с музыкальным и песенным творчеством родного народа, народными приметами, народными играми.
Также в содержание дошкольного образования обязательно включаются представления о географическом положении и истории Мордовии, села, города, района; детей обязательно знакомят со столицей Мордовии - городом Саранском. Детям интересно узнать, почему их родина так называется, чем она прославилась в прошлом, какие имеются достопримечательности, какие знаменитые люди жили на нашей земле и чем они прославились. Эти сведения педагоги также могут почерпнуть из мифологии, различных хроник, периодической печати, топонимических словарей. В последнее время Поволжским центром финно-угорских народов выпускается множество изданий, которые реально использовать в работе с детьми. Это различные сборники сказок, мифов, былин и легенд мордовского народа, компакт-диски с народными песнями и музыкальными произведениями мордовских композиторов, дидактические игры для дошкольников (тетради для рисования по типу «раскрасок», бумажные куклы с набором одежды финно-угорских народов и пр.) Надо сказать, что детские сады и сами часто проявляют инициативу в создании различного рода дидактических игр с региональной тематикой (разрезные картинки, игры типа «лото», «домино»).
В детских садах Республики Мордовия накоплен значительный опыт ознакомления детей с историей и культурой родного края, который нуждается в распространении и обобщении, что будет способствовать более эффективной работе по краеведению, являющему основой патриотического воспитания детей.
Таким образом, интегрированный подход к ознакомлению детей с историей и культурой родного края понимается, во-первых, как интеграция с федеральным компонентом (ознакомление с историей России, человечества, с культурой вообще и конкретного этноса в частности, во-вторых, как интеграция с другими областями предметных знаний, рекомендованных к ознакомлению в дошкольном возрасте (например, с чтением художественной литературы, изодеятельностью, музыкой, развитием речи и т. д.) Также интегрированный подход может прослеживаться как в отношении содержания, так и в отношении методов, приемов, форм, технологий дошкольного образования, чаще всего - в интегрированных (комплексных) занятиях.