Татьяна Мамулина
Проект «Край мой Смоленский. Знакомство с историей, традициями и культурой Смоленщины по сказкам Смоленского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию ребёнка.
Публикация «Проект „Край мой Смоленский, Знакомство с историей, традициями и культурой Смоленщины по сказкам Смоленского края“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Смоленская область, Смоленск
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Детские сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, являются сказки.
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана.
Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.
Народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке есть четкая граница : это Добро, а это Зло, этот персонаж плохой, а этот хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи «вредители», аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.
На Руси с давнишних времен от поколения к поколению, из уст в уста передавались былины и сказы, песни и притчи, пословицы и поговорки, припевки и заклинания. Все это позже стали называть устным народным творчеством, которое затем становилось истоком большой литературы. Особое место в нем занимало и занимает сказка. В ней — думы и заботы наших предков, их печаль, радость и лукавство, обида и вдохновение, потери и приобретения. В сказке чаще всего победа добра над злом, честности и правды — над ложью, светлого ума — над темной кровожадной силой.
Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость за прошлое своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей. Однако в последнее время большинство населения Смоленщины мало интересуется её историческими традициями и культурой своего края. Всё большее влияние оказывает на людей массовая культура, пришедшая к нам из-за океана. Мы забываем своё прошлое. Поэтому необходимо изучать сказки и предания смоленского края, так как в них – мудрость и красота нашего народа, основы жизни наших предков. В связи с вышесказанным, изучение сказок и преданий смоленского края представляется актуальной и практически значимой проблемой.
Почему я выбрала эту тему?
В последнее время наблюдается снижение интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Посещение смоленской детской библиотеки им. А. Мишина подтолкнуло меня к созданию данного проекта. Мне хотелось погрузить детей и родителей в такой интересный, волшебный, захватывающий и богатый сказочный мир.
Сказки, рожденные на смоленской земле, были записаны краеведом, этнографом В. Н. Добровольским, писателем В. Ф. Шурыгиным и др. Они сохранили колорит родной русской речи, смоленских говоров. Опубликовал сборник Сказок смоленского края знаменитый поэт, почётный гражданин города Смоленска Алексей Мишин.
Есть такое известное выражение: "Счастье зависит не от богатства и благополучия, а от спокойствия совести".
А в сказках смоленского края наиболее полно отображена суть жизни простого народа. Они являются частью культуры Смоленщины. Эти сказки стоит читать, потому что они содержат в себе мудрость народную, напоминают нам быт и обычаи наших предков, да и просто потому, что они очень интересны, как литературные произведения. Специфика сказок смоленского края проявляется в том, что они сохранили колорит родной русской речи, смоленских говоров. В смоленских материалах присутствуют сказки различных групп : сказки о животных, волшебные, но преобладают сказки бытовые. В смоленской сказке чаще всего происходит победа добра над злом, честности и правды — над ложью в этом выражается стремление населения Смоленщины к справедливости и социальному равенству.
Принципы реализации проекта.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
Принцип интеграции с различными направлениями воспитательной работы
Принцип доступности
Принцип постепенности
Принцип системности
Тип проекта :
Познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта :
Воспитатель, дети, родители, работники детской библиотеки имени Алексея Мишина.
Срок реализации:
12 декабря – 23 декабря 2016-2017 учебного года.
Цели проекта :
• Знакомство с историческими традициями, нелёгкой жизнью и бытом людей Смоленщины во времена крепостного права.
• Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.
• Раскрытие ценности совместного творчества детей;
• Формирование у детей интереса к чтению сказок.
• Создание условий для духовно - нравственного развития ребенка.
• Развитие эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
• Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их культурную традицию народной сказки, знакомства с диалектом смоленского народа.
• Организация в семье совместной творческой деятельности, направленной на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Задачи проекта :
• Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий: (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил жизни по совести.
• Содействовать развитию познавательной сферы детей. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
• Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
• Воспитывать уважения к людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
• Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.
• Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
• Учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства. Формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
• Развивать традиции семейного чтения.
Предполагаемый результат.
• Усвоение ребенком добродетели, направленности и открытости его к добру.
• Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира.
• Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
• Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
• Приобщение к культуре и быту смоленского народа в историческом прошлом, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
• Деятельное отношение к труду.
• Ответственность детей за свои дела и поступки.
Реализация проекта
Подготовительный этап.
Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки смоленского края.
Обсуждение воспитателя с родителями целей и задач проекта.
Подбор тематики сказок, соответствующей литературы, рекомендации родителям по обращению к ресурсам интернета.
Обсуждение проекта с работниками детской городской библиотеки имени Мишина, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Консультация для родителей о собирателе сказок, краеведе, этнографе Владимире Николаевича Добровольском, писателе Шурыгине Василии Федоровиче и поэте Смоленщины Мишине Алексее Викторовиче, об особенностях сказок смоленского края.
Изготовление куклы Михалко - образа простого мужика, частого персонажа сказок Смоленщины с помощью родителей.
Основной этап:
Чтение сказок.
Беседы о прочитанных сюжетах и морали сказок.
Рассматривание и сравнение иллюстраций в сборнике сказок смоленского края.
Игры – драматизации по сказкам.
Работа над интонационной выразительностью речи детей в диалоге между персонажами сказки.
Рисование детей по сюжетам прочитанных сказок.
Рассказывание сказок детьми по выстроенному сюжету с опорой на детские рисунки.
Совместная деятельность детей и воспитателя по образовательным областям
Образовательные области
Познание:
- Чтение сказок;
- Беседа: «Какие бывают сказки?»,
- Беседа: «Чему учит сказка?».
Игровая деятельность:
- Д/И «Из какой сказки» - Познакомить детей со сказками смоленского края, беседовать по содержанию прочитанных произведений.
- Способствовать формированию у детей интереса к сказкам.
- Воспитывать стремление к любви, добру, красоте; чувство уверенности в своих возможностях;
Коммуникация:
- Ролевая игра-драматизация по сказке «Как Михалко проучил жадного попа».
- Пересказ сказки «Как мужик лошадей высиживал».
- Заучивание отрывков из сказок.
- Уточнить представления детей о структуре сказки.
- Учить пересказу отдельных эпизодов сказки.
- Учить с помощью интонационной выразительности речи передавать характер персонажей, выражать отношение автора к положительным и отрицательным героям сказки.
- Активизировать в речи детей образные слова и выражения.
- Учить детей умению вести диалог.
- Объяснять диалектные слова, используемые в сказках (жаренцы, гарнц, клец).
Чтение художественной литературы:
- Чтение сказок по плану.
- Повторное чтение понравившихся сказок по выбору детей. - Учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказок;
- Создать атмосферу эмоциональной удовлетворенности;
Социализация:
- Посещение детьми детской городской библиотеки имени Алексея Мишина.
- Обзорная экскурсия в музей имени А. Мишина.
- Первое знакомство со сборником сказок.
- Познавательная беседа «Сказки Смоленского края»
- Познакомить детей с библиотекой : для чего она существует, что интересного можно узнать из книг, как обращаться книгами.
- Познакомить детей с музеем имени А. Мишина.
- Познакомить с биографией поэта и с опубликованным им сборником «Сказок смоленского края».
- Формировать нравственные и патриотические чувства;
- Приобщать к ценностям родного края.
- Воспитывать заботливое отношение к родному городу.
- Познакомить с собирателями смоленских сказок краеведом-этнографом Владимиром Николаевичем Добровольском, писателем Шурыгином Василием Федоровичем.
Художественное творчество:
Рисование по теме: «Любимая сказка», «Мой любимый сюжет по сказке», «Самая смешная сказка».
- Учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать силуэты любимых персонажей, раскрашивать.
- Вызвать интерес к созданию образных и глубоких по смыслу композиций;
- Развивать чувство цвета;
- Развивать чувство цвета и композиции;
- Учить основным приемам штриховки.
- Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей: рисование по сказкам.
Заключительный этап:
Совместное творчество родителей и детей: рисование понравившихся сюжетов сказок.
Оформление выставки «Сказки смоленского края».
Открытое интегрированное занятие непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие по сказкам смоленского края.
Создание презентации для детей А. Мишин «Сказки смоленского края».
Оформление отчетной документации, презентация проекта.
Литература.
Сказки смоленского края, - Смоленское издательство «Смядынь», 1991.-175с.
https://sprsmolensk.ru/wp-content/uploads/2010/12/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD.jpg Фото Алексея Мишина
https://www.maam.ru/detskijsad/-skazki-smolenskogo-kraja-poznavatelnaja-beseda-dlja-starshih-doshkolnikov.html
https://sprsmolensk.ru/origins/mishin-aleksej-viktorovich Биография А. Мишина.
https://smolensk.library67.ru/literaturnaya-karta/smolenskij-kraj-v-folklore-i-lit/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-smol/skazki/ Сказки. Литературная карта.
https://www.rulit.me/books/skazki-smolenskogo-kraya-read-390183-7.html Сказки смоленского края.
https://www.gzhatsk.ru/skazki/ Сказки смоленского края
https://sgii-smol.ru/assets/files/university/kafedry/virtual_lab/skd/nir_student/Ilina__Skazki-i-predaniya-Smolenskogo-kraya.pdf Ильина Сказки и предания смоленского края.
https://coollib.com/b/310350/read#t1 Сказки смоленского края Кул Либ