алина агафонова
Проект «Знакомство с культурой и традициями родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РОДНОГО КРАЯ»
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: январь – май 2019 года.
Участники проекта: педагоги группы, воспитанники младшей группы, родители
Авторы проекта: воспитатель Агафонова А. М.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проект „Знакомство с культурой и традициями родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному городу, к родной стране. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Таким образом, если знакомить детей, начиная с младшего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Цель: способствовать формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о родном крае, культуре, традициях башкирского народа.
Задачи:
Образовательные:
-Способствовать формированию представлений детей об особенностях быта и традиций (жилища, народный костюм, национальная кухня, игры и народные праздники) башкирского народа.
-Способствовать раскрытию возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;
Развивающие:
-Способствовать развитию эстетического и нравственного восприятия мира, воображения, внимания, памяти и речи детей;
Воспитательные:
-Воспитывать уважительное отношение к культурному прошлому и настоящему Башкортостана
Интегративность проекта.
Реализация проекта предполагает интегративный подход, т. е. включение проекта в различные виды детской деятельности (познавательную, продуктивную, игровую). При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания целостно и вариативно в разнообразных видах деятельности.
Формы организации воспитания и обучения
Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективного плана работы и приложения практических материалов. Работа разделена на 4 блока, каждый из которых включает в себя:
-образовательную деятельность;
-совместную деятельность педагога и воспитанников;
-самостоятельную деятельность воспитанников;
-взаимодействие с родителями
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Реализация проекта планируется в три этапа:
1 этап. Подготовительный: создание условий предметно-образовательного пространства: подбор художественной и методической литературы, иллюстраций, дидактических игр, разработка перспективно-календарного плана работы.
2 этап. Основной: реализация проекта
(работа с детьми, педагогами, родителями)
3 этап. Заключительный: подведение итогов работы, определение дальнейших целей и задач по теме.
Методы работы: наглядные, словесные, практические.
Приемы работы: показ, разъяснения, объяснение, рассказ, рассматривание.
Принципы работы: доступность, систематичность, наглядность.
Формы и методы работы:
• Беседы с детьми;
• Игры: дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные;
• Создание игровых ситуаций;
• Организованная образовательная деятельность;
• Чтение художественной литературы;
• Оформление альбомов, выставок;
• Наблюдения на прогулке;
• Папка – передвижка для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»;
• Оформление патриотического уголка в группе детского сада совместно с родителями;
• Совместная деятельность педагогов и детей.
Перспективный план работы
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ-ЯНВАРЬ 2019 Г.
ОСНОВНОЙ ЭТАП-ФЕВРАЛЬ-МАЙ-2019 Г.
ФЕВРАЛЬ
1 блок «Я и моя семья»
Вид и содержание деятельности Программное содержание
неделя
1 неделя
Беседа «Мое имя»
Чтение стихотворений: Р. Ураксиной «Стихи об именах», Х. Гиляжева «Воспитанный Айдар» дать понять, что у каждого человека есть свое имя, которое отличается его от других людей. К человеку можно обратиться по имени и отчеству или просто по имени.
Игра-упражнение
«Обратись по имени». уметь обращаться друг к другу по имени; знать, что означают наши имена (Айгуль-лунный цветок)
2 неделя
Сюжетно – ролевая игра «Укладывание кукол спать» знакомство с национальным атрибутом люлька
Чтение стихотворения С. Рахматуллиной
«Колыбельная» формировать представление о жанре башкирского народного творчества – колыбельной
Рассказывание башкирской народной сказки «Лиса сирота» познакомить с башкирским народным творчеством, умение выделять отрицательных и положительных героев.
3 неделя
Беседа «Моя семья» расширить представление о семье, формировать представление о родственных отношениях, о традициях в семье: уважение к старшим, желание заботиться о ближних.
Дидактическая игра
«В гости бабушка пришла» познакомить воспитанников с правилами башкирского гостеприимства, чем старше гость, тем он почетнее.
4 неделя
Чтение стихотворения «Праздничный подарок» Ф. Губайдуллиной. воспитывать у детей любовь к маме; обогатить малышей материнской заботой, воплощенной в народном слове;
Башкирская народная игра «Прячу платок» формирование интереса к башкирским народным играм.
МАРТ
2 блок «БЫТ И КУЛЬТУРА БАШКИРСКОГО НАРОДА»
Вид и содержание деятельности Программное содержание
1 неделя
Беседа «Жилище башкир» Формировать представление о жизни башкир в прошлом, познакомить со значением слова «юрта»
Рассматривание юрты познакомить детей с башкирским жилищем - юрта, строением юрты, особенностями интерьера
2 неделя
Рассматривание картин «В башкирской избе»А. Х. Ситдиковой, А. Этюлькина «Изба Салавата расширить представления воспитанников о жилище башкир в прошлые времена
Аппликация «Украсим полотенце» формировать умение составлять аппликацию на полосе, чередуя геометрические фигуры по форме (сначала круг, потом квадрат)
3 неделя
Рассматривание башкирской посуды ознакомление детей с историей возникновения посуды, с процессом ее преобразования человеком, формирования интереса к предметам рукотворного мира прошлого.
Дидактическая игра «Накроем стол к обеду» формировать умение правильно называть определенные предметы посуды, формировать представления о ее функциях
4 неделя
Беседа «Башкирский национальный костюм» Познакомить с названиями башкирской одежды
Рассматривание куклы-мальчика в национальной одежде. знакомить с элементами национальной мужской одежды башкир: халат, рубаха, расшитые штаны, тюбетейка.
АПРЕЛЬ
3 блок «ТВОРЧЕСТВО БАШКИР»
Вид и содержание деятельности Программное содержание
1 неделя
Рассматривание картины А. Х. Ситдиковой «Будущий батыр» приобщать детей к рассматриванию картин башкирских художников; способствовать формированию умения рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя; активизировать
словарь детей словами, отображающими культуру башкирского народа.
Рассматривание башкирской матрешки формировать у детей представление о народных промыслах родного края на примере башкирской матрешки.
2 неделя
Рассматривание иллюстраций «Башкирские народные музыкальные инструменты» формировать представление о башкирских народных музыкальных инструментах; воспитывать интерес к культуре башкирского народа.
Рассказ воспитателя о курае. дать элементарные представления о национальном
музыкальном инструменте – курае. способствовать формированию интереса к музыке башкирского народа.
3 неделя
Слушание башкирской народной мелодии «Сырау торна» продолжать знакомить детей с башкирским национальным инструментом- курай, с его разновидностями и с особенностями звукоизвлечения.
Дидактическая игра «Угадай, на чем я играю» способствовать развитию умения по вешнему виду и по звучанию определять и различать инструменты разных народов; развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к культуре разных народов.
4 неделя
Беседа с рассматриванием иллюстраций «Башкирские национальные блюда» формировать элементарные представления о башкирских национальных блюдах; воспитывать интерес к культуре башкирского народа.
Лепка из соленого теста «Баурсак» знакомить детей с национальным башкирским блюдом «Баурсак»; формировать умение лепить из соленого теста, раскатывать кусок теста в «колбаску», стекой нарезать на одинаковые кусочки и укладывать на блюдо горкой; развивать мелкую моторику пальцев рук.
МАЙ
4 блок «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Вид и содержание деятельности Программное содержание
1 неделя
Рассматривание фотоальбома «Природа родного края» формировать умение у детей видеть красоту родной природы, воспитывать любовь к малой родине.
Беседа «Город, в котором я живу» знакомить с понятием «город», с его названием
2 неделя
Рассматривание фотографий и открыток «Достопримечательности города Ишимбай». знакомить с главными достопримечательностями города, в котором мы живем
Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города. формировать элементарные представления об улицах родного города
3 неделя
Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу» знакомить с понятиями «улица», «адрес», «домашний адрес»; способствовать запоминанию своего адреса;
Беседа «Родина моя – Башкортостан»
формировать интерес к своему краю, в котором мы живем, дать детям первые предпосылки о том, что мы живём в республике Башкортостан
4 неделя
Рассматривание - флаг Республики Башкортостан
знакомить детей с государственной символикой – флагом РБ, его цветами, дать элементарные представления, что они означают.
Рисование «Флаг Башкортостана»
дать начальные знания о своей республике, формировать умение закрашивать рисунок, не выходя за контур, используя для создания изображения голубой, жёлтый и зелёный карандаши, прививать познавательный интерес к истории своей Родины.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
• формирование у детей элементарных знаний о родном городе Ишимбай, о родном крае Башкортостан - как о своей малой родине;
• на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям башкирского народа формирование у детей патриотических чувств, уважение к культурному прошлому Башкортостана, любви к своему родному краю;
• формирование познавательного интереса к истории, природе, музыке, играм башкирского народа;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Я Родину хочу свою познать» Р. Х. Гасанова. Уфа-2007.
2. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З. Г. Нафикова. Уфа-2011.
3. Р. Л, Агишева, Ф. Х. Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
4. Г. М. Нафикова. Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
[/b]