Светлана Григорьева
Использование приёмов мнемотехники в работе воспитателя детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Один из факторов становления связной речи - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяют создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в работе воспитателя детского сада» размещена в разделах
Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники мной решаются следующие задачи:
- развитие связной и диалогической речи у детей;
- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
- обучение детей правильному звукопроизношению;
- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти;
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Работать с мнемотаблицами я начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Опираясь на опыт других педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей среднего дошкольного возраста лучше использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое направлено на создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Именно образы конкретных людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий лежат в основе запоминания. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
В результате использования мнемотаблиц у детей : расширился круг знаний; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; дети начинают преодолевать робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед сверстниками. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше развивается связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка.
В дальнейшем планирую использовать мнемотаблицы при заучивании стихотворений, скороговорок, составлении загадок.