Папки-передвижки

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

юлия
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Митякова Юлия Юрьевна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №354» г. о. Самара

E- mail.ru : yulya.mart@mail.ru

Дошкольный возраст– наиболее благоприятный период для речевого развития ребенка. Грамотная речь необходима ребенку для умения, грамматически правильно, связно и последовательно выражать свои мысли и чувства. В настоящее время всё чаще у детей диагностируются следующие проблемы: бедный словарный запас, грамматические ошибки в предложении, нарушения звукопроизношения. Таким детям трудно учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. Составление рассказов и заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности. Дошкольники быстро утомляются и эмоционально истощаются. [3, с. 8].

Темочки:

Развитие речи происходит посредством различных видов речевой деятельности: пересказ сказок, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Задача педагога заинтересовать ребенка, увлечь, и превратить непосильный труд в любимый вид деятельности – игру. Именно в игре можно обучить приемам и методам более легкого запоминания. [4, с. 64]. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с этим, возникает необходимость использование нетрадиционных методов при обучении дошкольников. Одними из таких методов является приемы мнемотехники, которые позволяют более легкому и быстрому запоминанию с помощью создания ассоциаций. [5, с. 7-12].

Мнемотехника - наглядно-пространственная модель, в которой закодирован текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем, задачи которой: формирование ассоциативных и ситуативных связей, выделение ключевых слов, составление мнемотехнических цепочек. [1, с. 96]. Смысл мнемосхем заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Видя эти схемы, ребенок быстро и легко вспоминает исходный текст.

Используя мнемотехнику на занятиях по речевому развитию, дошкольникам предлагается не только прослушать информацию, но и зарисовать свои ассоциации. Таким образом, задействованы несколько анализаторов, что позволяет детям более полно воспроизвести заданный текст. [2, с. 16].

Мнемотехника позволяет эффективно использовать все возможности памяти, что в значительной степени повышает качество речевого развития ребенка. Опираясь на учебно-методическое пособие Т. Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», работы Омельченко Л. В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов», Большовой Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» и др., нами был разработан и реализован проект по использованию приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста. [6, с. 16-21].

Новизна проекта заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники.

В реализации проекта принимают участие дети 5 – 7 лет, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Цель проекта: развитие речи у детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

Развивающие :

совершенствовать связную речь в ходе рассказов по лексическим темам;

способствовать развитию образного и логического мышления;

формировать у детей желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

формировать в воспитанниках интерес к художественной литературе, фольклору, к заучиванию стихотворений и потешек, скороговорок, загадок.

После изучения научно – методической литературы по данной теме нами был подготовлен наглядный материал (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы) по лексическим темам.

Первым этапом обучения стали мнемоквадраты. Мнемоквадрат — это отдельная картинка с изображением предмета, действия или другого символа.

Когда дети освоили мнемоквадраты, мы усложнила задание, предложив мнемодорожки. Мнемодорожка — это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя, приёмы наложения и приложения, дети выкладывали из мнемоквадрато мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, придумывают небольшие сказки, рассказы.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

На первых занятиях мнемотаблицы изготавливали педагоги. Мнемотаблицы просты в изготовлении и не требуют дорогих вложений. На следующих занятиях к процессу создания мнемотаблиц подключились и дети. Процесс создания мнемотаблиц для них был интересен и увлекателен.

Нами было выявлено, что Мнемотехника эффективна в следующих видах речевой деятельности дошкольников :

1. Заучивание стихотворений.

На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

2. Пересказ сказок и рассказов.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

3. Составлению рассказов.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- структуру рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Задание придумать предложение, рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

По итогам диагностики речевого развития детей в конце учебного года была отмечена положительная динамика, применяемых методов. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Литература:

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.

2. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми //Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения № 1, 2008, с. 16

3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи /Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

5. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.

6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 декабря 2024 в 07:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем юлия (УИ 2357720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД