Юлия Бутина
Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности в формировании целостной картины мира у дошкольников.
Что такое мнемотехника? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.
Мнемотехника помогает : запомнить последовательность действий; привыкнуть к распорядку дня; постичь азы чтения; повысить внимательность; развивать образное мышление.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности» размещена в разделах
Мнемотехника, как и любая работа, строится от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов последовательно переходят к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – представляет собой простую схему, состоящую из 4-х мнемоквадратов (картинок).
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются : предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры.
Мнемотаблицы бывают двух видов :
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Мнемотаблицы можно использовать в разных видах деятельности.
• Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Примером мнемотехники в детском саду могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. В старшем дошкольном возрасте Мнемотаблицы по ОБЖ помогают детям усвоить правила, когда и как надо мыть руки.
• Двигательная.
В физическом развитии детей используются мнемокартинки.
Использование данного приема мнемотехники :
- выполнение общеразвивающих движений и разнообразных исходных положений тела с использованием спортивных атрибутов и без них;
- игры по карт – схемам.
• Познавательно – исследовательская деятельность.
Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Программа предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение детьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и пр. Решить успешно эти задачи помогают мнемодорожки. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Именно мнемотехника как методика, решает задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка. Возможности этой методики позволяют применять её и в других областях развития, например, при формировании математических представлений.
Круг задач по развитию математических представлений, которые педагог может решить, применяя мнемотехнику, Это: закреплять представления о геометрических фигурах; знакомить детей с цифрами, знаками; закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание).
• Изобразительная
Рисование – один из любимых видов детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте используется методика обучения рисованию по алгоритмическим схемам. Алгоритмы рисования позволяют выделить основные, существенные детали животного и показать, как их можно передать на бумаге. Дети легко их усваивают.
• Коммуникативная.
Использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.
При обучении составлению рассказов-описаний используются сенсорно-графическая схема В. К. Воробьёвой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов. Существуют схемы описательных рассказов, по материалам методики Т. А. Ткаченко, Л. Е. Ефименковой. Эти схемы в рисованном виде представляют ребёнку речевой план рассказа о каком-либо предмете. В каждой ячейке схемы даются опорные картинки-подсказки. Такие схемы составляются для каждой лексической темы и являются универсальными для любого предмета.
В старшем дошкольном возрасте всё такой же актуальной остаётся работа по развитию артикуляционной моторики. Карточки с мнемознаками вносят разнообразие в выполнение знакомых упражнений.
• Восприятие художественной литературы и фольклора.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. «Рассказывание» стихов руками и всем телом неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Скороговорки развивают чувство рифмы и силы голоса, темп речи, речевое дыхание. Для успешного запоминания текста можно использовать мнемотаблицы. Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки - Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.
• Игровая.
Цветные мнемотаблицы с описанием подвижных игр — помощники в работе с детьми дошкольного возраста. Обычно такие мнемотаблицы начинают использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Мнемотехника многофункциональна. Решая проблемы развития дошкольников в разных видах деятельности рекомендуем использовать различные приемы мнемотехники.
Список литературы.
1. Алябьева Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи. М. : ТЦ Сфера, 2010, - 96с.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПБ. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005, - 71с.
3. Лебедева Л. В., Козина И. В., Куклакова Т. В., Антохина Н. В., Павлова Т. С. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М., центр педагогического образования, 2009. – 80с.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-64с.
5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2007. № 10, с. 16 – 21
6. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. М. : 2017 – 288с.