Получи документы

Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности

Юлия Бутина
Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности в формировании целостной картины мира у дошкольников.

Что такое мнемотехника? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.

Мнемотехника помогает : запомнить последовательность действий; привыкнуть к распорядку дня; постичь азы чтения; повысить внимательность; развивать образное мышление.

Публикация «Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности» размещена в разделах

Мнемотехника, как и любая работа, строится от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов последовательно переходят к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – представляет собой простую схему, состоящую из 4-х мнемоквадратов (картинок).

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются : предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры.

Мнемотаблицы бывают двух видов :

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Мнемотаблицы можно использовать в разных видах деятельности.

• Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Примером мнемотехники в детском саду могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. В старшем дошкольном возрасте Мнемотаблицы по ОБЖ помогают детям усвоить правила, когда и как надо мыть руки.

• Двигательная.

В физическом развитии детей используются мнемокартинки.

Использование данного приема мнемотехники :

- выполнение общеразвивающих движений и разнообразных исходных положений тела с использованием спортивных атрибутов и без них;

- игры по карт – схемам.

• Познавательно – исследовательская деятельность.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Программа предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение детьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и пр. Решить успешно эти задачи помогают мнемодорожки. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Именно мнемотехника как методика, решает задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка. Возможности этой методики позволяют применять её и в других областях развития, например, при формировании математических представлений.

Круг задач по развитию математических представлений, которые педагог может решить, применяя мнемотехнику, Это: закреплять представления о геометрических фигурах; знакомить детей с цифрами, знаками; закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание).

• Изобразительная

Рисование – один из любимых видов детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте используется методика обучения рисованию по алгоритмическим схемам. Алгоритмы рисования позволяют выделить основные, существенные детали животного и показать, как их можно передать на бумаге. Дети легко их усваивают.

• Коммуникативная.

Использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.

При обучении составлению рассказов-описаний используются сенсорно-графическая схема В. К. Воробьёвой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов. Существуют схемы описательных рассказов, по материалам методики Т. А. Ткаченко, Л. Е. Ефименковой. Эти схемы в рисованном виде представляют ребёнку речевой план рассказа о каком-либо предмете. В каждой ячейке схемы даются опорные картинки-подсказки. Такие схемы составляются для каждой лексической темы и являются универсальными для любого предмета.

В старшем дошкольном возрасте всё такой же актуальной остаётся работа по развитию артикуляционной моторики. Карточки с мнемознаками вносят разнообразие в выполнение знакомых упражнений.

• Восприятие художественной литературы и фольклора.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. «Рассказывание» стихов руками и всем телом неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Скороговорки развивают чувство рифмы и силы голоса, темп речи, речевое дыхание. Для успешного запоминания текста можно использовать мнемотаблицы. Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки - Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

• Игровая.

Цветные мнемотаблицы с описанием подвижных игр — помощники в работе с детьми дошкольного возраста. Обычно такие мнемотаблицы начинают использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Мнемотехника многофункциональна. Решая проблемы развития дошкольников в разных видах деятельности рекомендуем использовать различные приемы мнемотехники.

Список литературы.

1. Алябьева Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи. М. : ТЦ Сфера, 2010, - 96с.

2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПБ. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005, - 71с.

3. Лебедева Л. В., Козина И. В., Куклакова Т. В., Антохина Н. В., Павлова Т. С. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М., центр педагогического образования, 2009. – 80с.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-64с.

5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2007. № 10, с. 16 – 21

6. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. М. : 2017 – 288с.

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития На сегодняшний день формирование образной, богатой дополнениями, описаниями речи у детей с ЗПР – это особая сложность, так как особенности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в разных видах деятельности Введение «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь.

Мастер-класс для педагогов «Использование коврографа в работе с дошкольниками в разных видах деятельности»Мастер-класс для педагогов «Использование коврографа в работе с дошкольниками в разных видах деятельности» Мастер-класс для педагогов «Использование коврографа в работе с дошкольниками в разных видах деятельности». Цель: Создание условий для повышения.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»[/b] Сценарий мастер - класса Тема: «Использование.

Организация развития математических представлений у детей 4–6 лет в разных видах деятельности Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Организация развития математических представлений у детей 4-6 лет в разных.

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проект «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений»Проект «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений» Проект в старшей группе «Теремок» «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений» Воспитатель: Сафонова Н. И. «Услышал.

Развитие словаря детей в разных видах деятельности Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации.

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности дошкольнико в разных видах деятельности Дойкова Прасковья Афанасьевна Ерошенко Наталья Юрьевна воспитатель МБДОУ №11 г. КанскСоздание условий для поддержки инициативы и самостоятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности
Опубликовано: 16 августа 2018 в 21:47
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бутина (УИ 200482) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД