Ирина Соколова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в разных видах деятельности» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей.
Основная часть.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление личности ребенка.
Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.
Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт.
Перед нами сейчас стоят задачи:
– соединять воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставлять детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
- воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду,
малой Родине, уважительное отношение к государству.
Для решения этих задач я использую в своей работе всем известные виды детской деятельности :
Коммуникативная деятельность
По утрам в понедельник, после выходных, праздников, отпусков с детьми проводится «Утро радостных встреч». Дети собираются, и с ними проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Когда ребёнок приходит в детский сад после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие. Например: начали оформлять выставку совместных работ с родителями к Новому году, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки, и т. д.
Трудовая деятельность
Проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Например: дежурства, совместный труд (собрать веточки на участке, полить цветы, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения. В теплый период: работа в огороде и на клумбах.
Игровая деятельность
Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Дидактические игры, сюжетно – ролевые.
Чтение художественной литературы
Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является художественная литература.
При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.
Дети очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности. «Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк» и многие другие.
Произведения А. С. Пушкина, П. П. Ершова, К. И. Чуковского – привлекательны и поучительны для детей.
Истории, которые происходят с героями произведений В. Осеевой («Волшебное слово», «Краски», «Три сына», Н Носова («На горке», «Огурцы», «Фантазеры», Е. Пермяка «Самое страшное», В. Драгунского «Друг детства», «Тайное становится явным» просты и понятны детям. Они заставляют детей сопереживать героям произведений, а сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Работа с произведениями имеет различные формы: чтение, пересказ, беседы с обсуждением поведения героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение викторин, выставки рисунков детей по мотивам сказок.
Познавательная деятельность
Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств: любви к малой родине, уважительное отношение к государству, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.
Знакомство с историей своей Родины мы начали с экскурсии по детскому саду, который богат своей историей. На примере фотографий дети познакомились с жизнью людей г. Россошь в довоенное и послевоенное время, увидели старинные предметы, которые использовали жители в прошлом.
Мы посетили с детьми – памятник героям, отдавшим жизнь за счастье людей. Побывали с экскурсией в Краеведческом музее, который находится на базе детского сада № 23. Мы хотим продолжить работу по краеведению: организовать проекты, провести экскурсии по родному городу, организовать выставку рисунков на тему «Мой родной город».
Художественно – продуктивная деятельность
Приобщая детей к истории и традициям своего народа, были организованны народные праздники «Колядки» и «Масленица». Дети с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки.
Продолжая данную тему, мы начали на занятиях по изодеятельности знакомить детей с народными промыслами России. Провели цикл занятий по знакомству с дымковской игрушкой.
Тесное сотрудничество с семьёй
В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями, с ними проводится педагогическое просвещение через:
- консультации - «Право на жизнь без насилия», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости»;
- беседы - «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;
-родительские собрания - «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»;
-использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Семейные традиции», «Вредные привычки».
Стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс:
- ко дню Защитника Отечества оформили альбом «Мы ими гордимся» (.)
- оформляем фотовыставку «Вместе с мамой, вместе с папой», (хотим, чтобы
- приглашать родителей в группу для проведения интересных встреч, где родители могут рассказать о своих профессиях, об увлечениях;
- участие родителей в проведении экскурсий, досугов, праздников, конкурсах.
Мы провели совместно с родителями несколько праздников «День матери», Новогодний праздник,«8 марта», «День Защитника Отечества». Родители с большим желание и интересом участвовали в организации праздников. Добрым получился праздник на 8 марта, мамы участвовали в играх и танцах.
На празднике ко дню Защитника Отечества папы и дедушки сначала чувствовали себя неловко, а к концу праздника и сказку сыграли, и создали замечательные коллажи «Пехотинцы» и «Моряки и лётчики». Дети приготовили подарки для своих родных и удовольствием их вручили.
Такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.
Проектная деятельность
1. В дальнейшем мы планируем продолжать знакомить детей с городецкой, хохломской и ростовской росписями, с каргопольской и филимоновской игрушками.
2. Оформить рукописные книги-альбомы, в которых дети отразят знания о себе, своей семье, друзьях.
3. Создание лэпбука на тему «Мой родной город».
Заключение
Работа по воспитанию духовно- нравственных качеств даёт положительные результаты. Дети становятся более активными, инициативными, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты.
Список используемой литературы
1. Алёшина Н. В. Ознакомление детей с окружающей и социальной действительностью. Средняя группа. – М. : ЦГЛ, 2004. – 128с.
2. Багатеева З. А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1982. – 175с.
3. Бесплатная электронная Интернет – библиотека по всем областям знаний. – Режим доступа: http://www.zipsites.ru/
4. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Средняя группа. / Автор – сост. О. И. Бочкарёва. – Волгоград: ИТД»Корифей». – 96с.
5. Растим патриотов: традиции и праздники народов России: сборник методических разработок. Часть 3/сост. Н. С. Махина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 252с.
6. Тугушева Г. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие/Г. Тугушева, А. Чистякова. – СПб. : Детство – пресс, 2008. – 128с.
7. Шипицына Л. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/Л. М. Шипицына, О. В. Воронова, Т. А. Нилова. – СПб. : Детство – пресс,