НАТАЛЬЯ САФОНОВА
Проект «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
в старшей группе «Теремок»
«Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений»
Воспитатель: Сафонова Н. И.
«Услышал - забыл. Увидел - запомнил.
Сделал – понял.» (китайская мудрость)
Актуальность
Публикация «Проект „Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений“» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты, проектная деятельность
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. При проведении диагностики были выявлены проблемы в разделе «Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение». Также при работе с детьми, мной было замечено, что они без энтузиазма включаются в коммуникативную деятельность, связанную с заучиванием стихов. У некоторых детей снижены память, внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Чтобы устранить проблему, решила использовать в своей работе технологию мнемотехника. Я выбрала технологию потому, что в процессе совместной деятельности с детьми, применяя эту технологию идет развитие мыслительных процессов, таких как память, внимание, мышление.
В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, согласно традиционной технологии необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. А при использовании мнемотехники зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить текст. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. У детей особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Вид проекта : групповой
По срокам: долгосрочный
Тип проекта : по доминирующей деятельности речевой
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Участники проекта : воспитанники старшей группы, педагог, родители.
Цель проекта : Целенаправленное развитие словесной памяти у детей путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность.
Задачи проект :
- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений;
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, связную речь;
-формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при заучивании стихотворений
Ожидаемые результаты по проекту :
- для воспитанников
-повышение речевой активности, желание общаться с товарищами и взрослыми.
-появление интереса к заучиванию стихов;
- преодоление робости, застенчивости, умение свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорить, замечать и исправлять ошибки в речи товарищей.
-концентрация наблюдательности, внимания, памяти, усидчивости; повышение творческого воображения, логического и образного мышления.
-умение правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Условия реализации проекта
1. Продолжать создавать условия для развития психических процессов: памяти, внимания.
2. Активное сотрудничество с семьей
3. Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
В качестве негативных последствий можно прогнозировать:
Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с МБДОУ
Этапы реализации проекта :
План по реализации проекта
№
п/п
Этап проекта
Исполнитель Сроки реализации
1 Подготовительный этап
1.2 Подбор и изучение литературы и методического материала по данной проблеме Воспитатель
1.3 Изготовление мнемотаблиц, мнемоквадратов Воспитатель
1.4 Разработка проекта Воспитатель
2 Проектировочный этап
Цель: разработка практических материалов
2.1 Подборка НОД по реализации проекта воспитатель
2. 2 Подборка дидактического материала: литературы, иллюстраций воспитатель
2.3 Подбор консультационного материала для родителей;
привлечение родителей для участия в проекте Воспитатель
3 Внедренческий этап
Воспитатель
3.1 НОД
Заучивание стихотворения Сурикова «Зима»
Заучивание стихотворения Александровой «Одуванчик» Воспитатель
3. 2 Совместная деятельность:
Дидактические игры:
- «Восстанови последовательность картинок по памяти»;
2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
3. Определи, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.
4. Найти лишнюю картинку.
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6. ”Распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”.
Воспитатель
3. 3 Индивидуальная работа: исходя из анализа Воспитатель
3.4 Чтение художественной литературы
Стихотворения «Космонавт». «Весна», «Шапка», «9 Мая», «Гусеница», «Божья коровка»
воспитатель
3.5 1. Работа с родителями
Консультация для родителей «Мнемотехника в заучивании стихов»
«Как работать с мнемотаблицей»
Изготовление буклетов для родителей «Советы родителям при заучивании стихотворений» воспитатель
4 Результативный этап
4.1 Мониторинг, анализ, выводы Воспитатель
Вывод: В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только повышение речевой активности у детей, но является попыткой решить проблему психофизиологической и интеллектуальной готовности ребёнка к жизни в школе. Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.