Мельникова Наталья
Использование приемов мнемотехники для развития памяти у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, и им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле. При этом надо понимать, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.
Публикация «Использование приемов мнемотехники для развития памяти у старших дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.
Так вот именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память. Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника.
Мнемотехника - в переводе с греческого — «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цели и задачи работы с мнемотехниками
Цель: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая)
Задачи: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
Приемы мнемотехники
Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т. д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.
Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребё нку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно.
Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребёнка, актуального состояния и т. д. Поэтому никогда не стоит отвергать то, что предлагает ребёнок, даже если эта ассоциация кажется неудачной.
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией. Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.
Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.
Структура мнемотехники
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.
Мнемодорожка – это последовательность трех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих. Именно мнемотаблицы рекомендовано использовать в старшей и подготовительной к школе группах. В данных группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов.
Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол», в нашем мышлении сразу же встает образ. Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также и в изучении с помощью мнемотехники.
Так же есть метод, который применяют для работы со старшими дошкольниками, это крокирование.
Крокирование – рисуночное письмо.
С помощью этого метода у детей развивается логическое мышление, фантазия, воображение, образная и зрительная память. Кроме того, крокирование способствует обогащению словарного запаса и развитию кругозора. Помогает запоминать стихи, фразы, тексты, расширять сферу общения.
Крокировать можно: понятия, загадки, пословицы, поговорки, стихи, причем изображать символы можно схематично или в виде рисунка, в зависимости от возраста ребенка.
Таким образом, мнемотехника помогает развивать :
• ассоциативное мышление;
• зрительную и слуховую память;
• зрительное и слуховое внимание;
• воображение;
• связную речь;
• ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей, узких специалистов, огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.