Вероника Красникова
Использование приемов и методов ОТСМ-ртв-ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приемов и методов ОТСМ-ртв-ТРИЗ
Красникова Вероника Николаевна
воспитатель МКДОУ д/с № 402
г. Новосибирск
Использование приемов и методов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии развития способностей детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
Хочу поделиться своим опытом в изучении развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ, обосновать значение ТРИЗ в формировании и развитии творческих способностей ребенка-дошкольника.
Публикация «Использование приемов и методов ОТСМ-ртв-ТРИЗ» размещена в разделах
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения:
1. Нужно научить детей находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
Что общее между кустарником и цветком? Что общее между тетрадью и дверью? и др.
2. Научить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новую кровать, красивую и удобную. Как полететь в космос без ракеты?
3. Далее решаем сказочные задачи и придумываем разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, вас похитили сказочные гномы. Что делать?
4. В заключении пройденного дети уже применяют полученные знания используя нестандартные, оригинальные, решения проблем учатся находить выход из любой сложной ситуации.
Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми:
Мозговой штурм
Метод фокальных объектов
Морфологический анализ
Метод эмпатии
Метод проб и ошибок
Игры ТРИЗ и т. д.
На занятиях и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности-использую ТРИЗ.
Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.
Как результат проводимой мною работы, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; они учатся мыслить системно. Я не перестаю удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.
Игры по ТРИЗ технологии для детей младшей группы (от 3 лет)
Младший возраст— фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка. Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее
благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Что умеет делать?
Цель: формирование умения выявлять функции объекта
Правила игры: Воспитатель называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Где живет?
Цель: на выявление над системных связей, развивать речь, мышление.
Правила игры:
Воспитатель называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов и местонахождение.
В соответствии с данной технологией процесс познания объектов органами чувств дошкольника сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.
Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слова и не воспринимаем зрением. Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».
2 этап.
Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.
3 этап.
На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.
4 этап.
Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.
У подрастающего человека в возрасте 2-3 лет формируются первые мыслительные операции обобщения и абстрагирования.
"Природный и рукотворный мир".
Дети совершенствуют умения классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные. Дети определяют, в какую часть их надо сложить.
ТРИЗ игры для старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребёнка. Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку. Творческое воображение, диалектическое мышление.
*Игра «Кем был раньше?»
Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление.
Ход.
Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.
*«Цепочка».
Цель: учить определять разнообразные свойства объекта и подбирать объект к заданной характеристике.
Ход: первый ребёнок в ряду называет любой объект, второй – любое свойство данного объекта, третий ребёнок подбирает определение к данному объекту, названному вторым ребёнком, четвёртый- другое свойство нового объекта и т. д
Дразнилка.
Цель: учить образовывать слова с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Правила игры:
Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др
ТРИЗ-игры для дошкольников подготовительной группы.
Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой
природы.
Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у которых есть эта часть.
Игра «На что похоже»
Цель: развивать ассоциативность мышления, учить детей сравнивать системы.
Правила: взрослый называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Например, на что похож цветок? (по цвету, форме, функции, прошлому, будущему)
«Составь загадку»
Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку»
Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку
В работе с детьми проводим анализ литературных произведений. Составляем сказки: «Сказки по схемам ТРИЗ», «Путешествие по сказочной стране». Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. Они учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений, определений
В своей работе также использую методику ТРИЗ по
составлению творческого рассказа по картине. Освоение обобщённых способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель. Есть игры как с изображённым на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины. Часть игр направлена на обучение ребёнка описательному рассказыванию. Часть-опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения. У детей формируются умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.
При работе по методике ТРИЗ дети даже через неделю способны составить рассказ по данной картине по памяти. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер.