Галина Александровна Алиева
Эффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организме
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организме
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Необходимо помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознавать ответственность за свое здоровье.
Публикация «Эффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организме» размещена в разделах
Педагог объясняет детям, что здоровье-это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый с детства должен помнить о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, развивать совершенствовать, не вредить своему здоровью.
Возможно ли это в таком юном возрасте. При создании определенных условий возможно. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Для этого важно конструировать познавательную деятельность на занятиях, в быту, в игре.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, это связано с тем, что во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций. Во-вторых сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затрудненно для ребенка дошкольника,имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье, как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них появляется негативное отношение к болезни на основе своего опыта. В их понимании быть здоровым-значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не заболеть, многие дети отвечают, не простужаться, не есть на улице мороженного, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды, а так же своих собственных действий.
Маленький ребенок развивается в активной деятельности. Педагогическое воздействие на формирование у детей той или иной деятельности-один из основных принципов «Программы воспитания в детском саду».
Цель программы: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке, о строении собственного тела, познакомить с внешними частями тела, учить ценить свое тело, знать основные правила заботы о нем, устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире.
-научить слушать и «слышать» свой организм,
-осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека,
-продолжать устойчивую привычку к режиму двигательной активности: рассказать, что человек-живой организм, чтобы жить необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека :ноги, руки, туловище, голова.
Рассказать о здоровье, как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью, познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.
Реализация программы осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты, игру, прогулки, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные и практические. Рассмотрим их в отдельности:
Игровые методы :
-Дидактические игры, такие как : «Чтобы кожа была здоровой», «Что полезно детям», «Как мы дышим», «Чтобы зубы были крепкими».
-Подвижные игры, например «Жмурки». Это игра позволяет каждому ребенку понять, как трудно в этом мире жить, не видя ничего.
-Игры -забавы, инсценировки, такие как «Научим Хрюшу умываться», «Буду делать хорошо и не буду плохо».
Игровые приемы :
-внесение игрушек,
-создание игровых ситуаций,
-обыгрывание игрушек,
-сюрпризность, эмоциональность,
-внезапное появление и исчезновение игрушки,
-изменение местонахождение игрушки,
-показ предметов в разных действиях,
-интригующие обстановки.
Словесные методы :
Чтение, например: В Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», К. Чуковского «Мойдодыр», С. Михалкова «Про Мимозу», рассказы, разговор, беседы.
-Заучивание стихотворений, потешек, загадок. Например: «Наше тело покрывает, от ненастья защищает, будем чаще ее мыть, чтобы нам красивей быть» (кожа, пословиц «Здоровье не купить-его разум дарить».
-Рассматривание картин, иллюстраций сюжетных, предметных плакатов.
Словесные приемы :
-Показ с называнием игрушек, предметов,
-просьба произнести, сказать слово,
-подсказывание нужного слова,
-объяснение назначения предмета,
-многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым,
-вопросы,
-договаривание слова в конце фразы,
-повторение слова за воспитателем,
-пояснение,
-напоминание,
-использование художественного слова.
Практические методы :
-Упражнения оказания помощи,
-совместные действия воспитателя и ребенка,
-выполнение поручений,
-показ предметов и игрушек,
-наблюдение явлений природы, труда взрослых,
-рассматривание живых объектов,
-показ образца,
-использование кукольного театра, теневого, настольного,
фланелеграфа,
-диафильмы.
Практические приемы :
-Непосредственное восприятие предмета, игрушки,
-показ с называнием,
-пояснение к тому, что видят дети, просьба, предложение,
-многократное повторение слова,
-активное действие детей,
-приближение объекта к детям, задание детям,
-вопросы, художественное слово,
-включение предметов в деятельность,
-выполнение игровых действий.
Все перечисленные методы и приемы эффективны в работе с дошкольниками в формировании знаний о человеческом организме. Полученные ребенком знания и представление о себе, о своем здоровье, физической культуре позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья.