Светлана Лушняк
Использование познавательно исследовательской деятельности как эффективное средство коррекции нарушения речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно большинство детей-логопатов наряду с речевыми нарушениями, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации.
Зачастую, на логопедических занятиях дети бывают эмоционально пассивны: обучение таким рутинным вещам, как произнесение отдельных звуков, анализ слов и предложений, не захватывает эмоций, дается им очень трудно и не вызывают интереса. Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований. Поэтому повышение эффективности коррекционной работы может быть достигнуто именно за счет постоянного включения ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Публикация «Использование познавательно исследовательской деятельности как эффективное средство коррекции нарушения речи у дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Анализ моей многолетней работы показал, что логопедические занятия дают большой простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в то же время работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их самих к находкам и открытиям.
Ниже описаны некоторые направления исследовательской деятельности, которые я использую в коррекционной работе с детьми, имеющими речевых нарушений.
Исследовательская деятельность при развитии фонематических процессов
Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо
слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи. Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте.
Фундаментом и основой развития фонематического слуха является различение на слух неречевых звуков, поэтому работу мы начинаем с игровых экспериментов со звуками. С этой целью успешно применяю на практике специальные игры и упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
Игра «Ушки - слушки»
Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Дети закрывают глаза, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.
По мере совершенствования звуковосприятия каждый предмет может быть представлен в нескольких вариантах. Например, перед ребенком кладут три листа бумаги разного сорта; нужно определить, какой из них издал данный звук? В какой из трех колокольчиков позвонил педагог? По какой из трех баночек он постучал?
Эти исследования в дальнейшем способствуют более точному восприятию фонематических различий звуков русского языка.
Также, такие игры можно использовать для закрепления употребления предлогов
и улучшения ориентировки в пространстве. Ребенок указывает, где находится
звучащий предмет: под столом, над столом, вверху, слева, справа и т. д.
Игра «Шумящие коробочки»
Несколько одинаковых коробочек наполняем различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. Логопед берете коробочку из своего набора, трясет ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них, звучащую аналогично. При усложнении: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний.
Игра «Что как звучит»
Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, Пусть все предметы зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и найдет звучащие предметы по вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.
Игра «Подбери картинку или игрушку»
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино, а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку или игрушку.
Игра «Камертон»
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар, на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
С огромным удовольствием ребята изучают, как меняется характер звука, если они сами наливают в банку разное количество воды.
Если говорить о познавательном развитии детей, то все вышеназванные исследования способствуют в дальнейшем более точному восприятию фонематических различий. Если же говорить об общем развитии ребенка, то у него формируется понимание своих возможностей: «Если я чего-то не знаю, то могу узнать это путем собственных исследований».
Исследование артикуляционного аппарата и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
Во время исследований своего речевого аппарата ребенок, сидит перед зеркалом, Сам выясняет, какие органы, участвуют в образовании звуков. Исследует, как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, как сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков. Изучает профили артикуляции звуков, анализирует, сравнивает разные артикуляционные позиции. Методом эксперимента выясняет: Что при произношении разных звуков органы артикуляции (губы, зубы, язык) меняют положение. Например, при произнесении звука А широко открыт рот, язык лежит свободно, при произнесении звука Р – язык дрожит, а при произнесении звука С – зубы прикрыты, губы улыбаются.
Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Исследуя и экспериментируя дети выясняют: -какие особенности артикуляции и произношения имеет изучаемый звук, -какие движения и положения языка, губ нужно отрабатывать для постановки каждого конкретного звука. Например, трудный для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют, подъема языка в форме "чашечки", округления губ и вытягивания их слегка вперед и т. д. Если язык, губы, зубы примут другое положение, звук искажается (Например, при произнесении звука Ш- кончик языка поднят наверх; если опустим его вниз, звук будет правильно звучать) Данная деятельность помогает ребенку-логопату лучше понять, что он делает не так и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести те или иные звуки.
На занятиях изучение собственного речевого аппарата неизменно переходит в изучение речевого аппарата друг друга: что там делается во рту? почему у меня (или у тебя) не получаются какие-то звуки? «Покажи, как у тебя…»
Завершаем работу экспериментом, какие звуки можно произнести и какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, если зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его то к нижним зубам, то к верхним. В подобные игры с удовольствием играют и дети, имеющие нормально развитую речь. У них совершенствуются процессы звуковосприятия, анализа звуков и звукопроизношения и тоже развивается способность к самостоятельным исследованиям, причем объектом исследования становится ребенок сам для себя: «А смогу ли я воспроизвести этот звук?».
Поэтому не следует торопить ребят. Нужно поощрять их общение между собой, создавать ситуацию, когда они показывают звуки друг другу, многократно повторяют их друг перед другом, стараясь как можно точнее воспроизвести звук. В этой ситуации педагог старается держаться в тени, не мешать детям.
Исследование речевого дыхания.
Одним из значимых условий постановки звуков является работа по развитию речевого выдоха и воздушной струи. При произнесении звуков воздушная струя имеет разный характер по длительности, силе, направленности. Как правило, согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи. При произнесении шипящих воздушная струя проходит по центру языка вверх. При произнесении Л, Л’ струя проходит по боковым краям языка.
При изучении речевого дыхания, дети узнают, что: воздушная струя может быть сильная или слабая. Например, если подуем в трубочку сильно, шарик полетит высоко, слабо – низко. Чтобы надуть воздушный шарик, нужно сильный выдох, а чтобы сдуть перышко с ладони нужно дуть слабо.
На коллективных занятиях ребята любят играть в «Футбол».
В этой игре нужно забить гол в ворота противника с помощью воздушной струи. Дуть можно либо просто ртом, либо через трубочку. Каждый способ имеет свои преимущества. В этой игре дети тренируют способность регулировать силу воздушной струи в зависимости от обстановки, складывающейся на футбольном поле.
Игра «Две вертушки»
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у одной вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у другой вертушки – необходимо дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.
Игра «Задуй свечу»
Поставить перед ребенком на столе свечу на разном расстоянии от него и попросить его задуть. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть свечу, которая близко достаточно подуть слабо, чтобы задуть свечу, поставленную далек – необходимо дунуть как можно сильнее.
Игра «Согреем ручки» Подув на ладони разными способами, дети узнают, что воздушная струя может быть теплая или холодная. Предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Реб нок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» т плый, «летний», ладошки греются.
Выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или в щеки. Для проведения эксперимента ребенку предлагается «поймать» воздушную струю в различных игровых дыхательных упражнениях.
Во время таких игр-экспериментов дети учатся тактильному контролю, когда ладонь одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом, другая руки ребенка подносится ко рту логопеда. Ребенок ощущает производимую им воздушную струю и сравнивает ее с образцом.
Игра «Поймай воздушную струю» или «Капризная вертушка»
Ребенку предлагается подуть из трубочки на маленькую вертушку- солнышко, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух.
Игра «Фокусник» Ребенку предлагается положить перышко на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, загнуть широкий язык кверху, и с силой подуть, стараясь сдуть перо с носа, чтобы удержать перышко наверху подольше - выдох должен быть длительным.
Игры «Загони машинку в гараж» и «Буря в стакане» также очень нравятся детям.
Игры такого типа позволяют решать три задачи:
- изучить физические свойства предметов,
- изучить собственную способность регулировать силу воздушной струи,
- тренировать дыхательные мышцы и весь речевой аппарат.
Трансформация букв и слов.
Большие возможности для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов. Данное направление может быть реализовано в нескольких вариантах.
Конструирование букв.
На столах у каждого ребенка лежат палочки разной длины, шпагатная мозаика, пуговицы, карандаши и иные предметы. Чем активнее ребята, тем богаче набор предметов. Не обязательно использовать их все; многие добавляются просто для создания ситуации выбора. Логопед просит детей выложить с их помощью, заданные буквы.
Дети сами выбирают материал, наиболее удобный для выкладывания конкретной буквы. Логопед не вмешивается в процесс, не дает никаких рекомендаций и советов, не оценивает правильность действий ребенка. В это время мыслительная активность детей очень высока. Вначале они работают по методу проб и ошибок, т. е. пробуют все подряд и проверяют на практике, какие предметы годятся для создания той или иной буквы.
По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда ребята, еще не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины палочки для создания желаемого элемента и пр.
Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву с помощью иных приемов и материалов. Так в процессе исследовательской деятельности логопедическая задача – запомнить внешний вид и начертание букв – решается легко и незаметно, как бы сама собой.
Большой интерес у детей вызывает задание по трансформации букв: как из одной буквы получить другую? (передвинуть палочку, что-то добавить или убрать, заменить один предмет другим и т. д.). Иногда эта работа проводится как соревнование между ребятами: кто придумает больше вариантов? Такая исследовательская деятельность стимулирует воображение, развивает способность к мысленному моделированию (т. е. к проведению мысленных экспериментов).
Меня неоднократно удивляла фантазия детей. Зачастую они придумывали, как использовать те предметы, которые нам самим казались бесполезными и попадали в набор просто для создания ситуации выбора.
Богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности представляют кроссворды. Они объединяют три важных познавательных области : обучение грамоте, формирование математических представлений и ту специфическую область, к которой относится тема кроссворда (художественно-эстетическую, литературу, формирование естественнонаучных представлений и др.).
Для ребенка дошкольного возраста данная работа представляет собой сложное лингвистическое исследование.
На занятиях этого типа главной целью является не разгадывание кроссворда как такового, а обучение детей анализу звукового и буквенного состава слова (обучение грамоте) и счету (математика, а также актуализация познавательного содержания темы кроссворда. Поэтому не надо стремиться к быстрому получению конечного результата. Пусть дети без спешки осваивают эти умственные операции в игровой форме.
При таком подходе у детей тренируется фонематический слух, совершенствуется способность к звуковому анализу слова, развиваются память, сообразительность, логическое мышление, активизируется словарь.
Кроме того, решение кроссвордов способствует развитию таких навыков исследовательской деятельности, как способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения с объективными критериями.
Аналогичные функции выполняет и разгадывание ребусов.
Исследовательская деятельность при формировании лексикограмматических средств языка и развитии связной речи.
Как ивестно на фронтальных занятиях дети логопаты быстро утомляются, отвлекаются, им сложно просто сидеть и слушать ответы товарищей. Проведение небольших опытов, экспериментов, применение поисковых заданий повышает интерес к занятиям, дети учатся рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать свое мнение. У них расширяются представления о предметах, явлениях, обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи.
В зависимости от конкретной образовательной ситуации использую занятия с простейшими опытами: «Откуда взялся ветер?» «Путешествие Капельки» и т. п.
Например: тематическое занятие «Делу время, потехе – час» формирует у детей представления о таком абстрактном понятии как время, в частности о минуте. Дети экспериментально проверяют, как долго длится время, и определяют характер его течения – долго или быстро. Для этого им последовательно предлагаются сначала игры «Помолчим». Пока пересыпается песок в песочных часах, логопед предлагает просто посидеть и помолчать. Затем игра «Кто быстрее?»
(У каждого ребенка лежат бусы и шнурки.)
По сигналу надо нанизать на шнурок как можно больше бус. Игра закончится, как только песок пересыплется вниз. (Дети нанизывают бусы на шнурки, далее - подсчет бус). В результате дети приходят к выводу, что один тот же отрезок времени может длиться по-разному в зависимости от вида деятельности.
Например, на одном из занятий свои представления о времени дети выразили в небольшом коллективном рассказе «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Вот такого содержания: Однажды Петя и Ваня пошли на рыбалку. Петя закинул в речку удочку и стал ждать, а Ваня решил половить бабочек. Скоро Ване стало скучно одному бегать за бабочками, и он стал звать Петю. А Пете некогда - он ловит рыбу. Ваня не поймал бабочку, а у Пети – полное ведерко рыбы.
Для активизации и развития связной речи, также использую игры-превращения : «Живое – неживое», «Чудесный мешочек», «Да – нет», «Отгадай предмет», «Что сначала, что потом», «Что лишнее» и т. д.
Процессы-превращения лежат в основе действий, которые мы совершаем, даже не задумываясь. Нажав на выключатель – темноту мы превратим в свет, вымыв руки мылом, из грязных мы сделаем их чистыми и т. д. Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия, ребенок учится совершать преобразования самых разных ситуаций.
Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т. е. ребенок должен знать, о чем говорит. Этому способствуют заданиями типа:
«Закончи предложение» (Петя не пошел гулять, потому что) Далее придумывают дети : потому что на улице холодно, потому что он заболел и т. п.
«Вопрос-провокация» : – Почему зимой идет снег, а не дождь? Чем бабочки отличаются от птицы?
Ребенок, высказывая свою мысль, доказывая правильность или неправильность своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта, учится рассуждать, обобщать общее мнение.
При прохождении лексической темы «Правила дорожного движения» исследуя отражающие элементы на одежде дети делают вывод, что в темное время суток водителю будет легче заметить пешеходов на дороге, если на одежде будут светоотражающие элементы.
Например, исследуя температуру воды, дети придумали множество определений для нее: тепленькая, тепловатая, прохладная, приятная, освежающая, холодная, жидкая, блестящая.
Наиболее интересно проходит усвоение понятий, которые можно проверить, потрогать, измерить. Например, мы с детьми экспериментально проверяем гладкость или шероховатость листочков комнатных растений и учимся давать им определения. «У герани листочек бархатистый, а у цикламена гладкий», «кожа - гладкая, а мех – пушистый» и т. д.
В ходе небольших экспериментов дети имеют возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями.
Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей. Развитие речи и исследовательская деятельность тесно связаны между собой. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В заключение мне хочется отметить, что систематическое использование познавательно исследовательской деятельности, является эффективным средством коррекции нарушения речи у дошкольников.
Эффективность моей работы в данном направлении подтверждается данными итогового обследования речи воспитанников. У детей улучшились показатели в лексико грамматических средств языка и связной речи, звукопроизношения, значительно улучшилось качество речи в целом.