Папки-передвижки

Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи старших дошкольников

Ирина Малышенкова
Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах деятельности ребенка. У многих детей снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика рук, а также наблюдаются нарушения в развитии речи.

Публикация «Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники „рисования песком“ для развития речи старших дошкольников» размещена в разделах

Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности ребенка способны обеспечить нормальное развитие ребенка, в том числе и речевое развитие.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок в работе с детьми.

Использование техники «Рисование песком» в работе с дошкольниками дает возможность:

Гармонизировать психоэмоциональное состояние;

Формировать установку на положительное отношение к себе;

Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции;

Коммуникативные навыки;

Развивать творческий потенциал;

Тренировать мелкую моторику рук;

Развивать речь.

Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Положительные моменты в работе с песком.

Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.

Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.

Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.

Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.

Оборудование:

Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага,

Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)

Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.

Условия при работе с песком:

Согласие и желание ребенка.

Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Способы засыпания поверхности стола:

• Просеивание,

• Расхлопывание,

• Дождик,

• Торнадо,

• Волна.

Методики рисования песком:

• Рисование кулаком,

• Рисование ладонью,

• Рисование ребром большого пальца,

• Рисование щепотью,

• Рисование мизинцами,

• Одновременное использование нескольких пальцев,

• Рисование симметрично двумя руками,

• Отсечение лишнего,

• Насыпание из кулачка,

• Рисование пальцем.

Материалы для рисования:

• использование кондитерского шприца,

• использование массажного мячика,

• использование ситечка,

• выдувание рисунка через трубочку для коктейлей,

• использование трафаретов,

• использование декоративных украшений.

При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.

Этапы работы с песком:

• Подготовительный (ритуал входа)

• Основная часть

• Заключительный этап (ритуал выхода)

Подготовительный этап

Цель:

Определить правила поведения в песочнице;

(контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж).

Правила при работе с песком:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Основная часть:

Дидактические игры

с использованием песочного планшета направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов.

Развитие мелкой моторики

• Действия с песком:

Сжать-разжать, захватить в щепотку;

Выложить по насыпанной дорожке камешки;

• Прикосновения к поверхности песка:

Ребром ладони нарисовать геометрические фигуры;

Отыскать в песочнице предметы, определённый предмет;

• Рисование на песке:

«Дорожки», «Заборчики», «Дожди», «Лесенки», «Следы»

Работа с контурами и шаблонами;

Картотека:

Название игры Методика проведения

«Дорожки» Начинаем с простых линий- «Дорожка к домику ёжика», затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и напряжённости

«Заборчики» Рисуем «заборчики» вокруг заданного предмета, домика, героя.

«Дожди» Отрабатываем рисование вертикальных линий

«Лесенки» Учимся совмещать вертикальные и горизонтальные линии

«Обведи по контуру» Обведение пальцем контура или шаблона-подготовка руки к письму.

• Развитие фонематического слуха

• Автоматизация поставленных логопедом звуков

• Дифференциация звуков

Картотека

Название игры Методика проведения

«Жужжалки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и жужжим как пчёлки

«Шипелки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и шипим как змейки

«Собери зоопарк» Нарисовать животных на заданный звук

«Кто живёт в лесу» Нарисовать животных на заданный звук

«Распредели по домикам животных» Изображаем на песочном столе два домика С и Ш- распределям фигурки животных, в названии которых заданные звуки.

• Расширение и активизация словарного запаса

• Развитие когнитивных процессов

Картотека

«Назови ласково» Пересыпаем песочек, называем его, употребляя уменьшительно-ласкательное значение

«Угадай, что я делаю?» Обогащение словаря детей глагольной лексикой-пересыпаю, насыпаю, ровняю, стряхиваю,глажу и т. д.)

«Магазин» Рисуем продукты, предлагаем покупателю.

«Разложи по корзинкам» Рисуем корзину для фруктов, заполняем её, то же самое с овощами.

«Давайте познакомимся!» Моделирование ситуации для объяснения значений новых слов.

• Выработка опыта показа значений приставок

• Активизация понимания и употребления предлогов

• Создание ситуаций, выраженных предложением, например: «Ёжик несёт яблоко», «Растёт ёлка».

Картотека

Название игры Методика проведения

«Повтори за мной» Ребёнок повторяет действия педагога, другого ребёнка по предложенной схеме, проговаривая свои движения: пересыпаю, засыпаю, подсыпаю, досыпаю.

«Рисунки-паутинки» Следуя инструкции, ребёнок рисует фигуры- «В большом квадрате рисуем цветочек, на цветке бабочку» и т. д.

«Составь предложение» Составление предложений по собственным рисункам.

• Активизация и обогащение словаря

• Развитие диалогической речи

• Формирование высказываний

Картотека

Название игры Методика проведения

«Рисуем сказку» Рисуем декорации к знакомой сказке-обыгрываем словесно,

Рисуем героев сказки, которую читает педагог, рассказывает кто-то из детей.

«Превращалки» Педагог составляет диалог между персонажами, создаёт мотив для активного говорения и формирует ситуацию успеха.

Заключительный этап.

Ритуал выхода

Сказочный персонаж, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид.

Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.

Рекомендуемая литература:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб. : Речь, 2006 – 208 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

6. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб. :ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011

7. Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.

8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №5 май 2012. Статья О. А. Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком. С. 30.

9. Журнал «Дошкольное образование», июнь 2012. Статья М. Базыкина. Кино про лето. С. 41.

10. Журнал «Обруч», №3,2012. Статья Н. Иванова. По ту сторону стекла. С. 30.

Я глажу ладошками

Тёплый песок

Рисую кораблик,

А рядом –цветок.

И мамина кошка,

И деда гармошка,

Летящий журавлик

И буква : «А-нтошка».

Струятся песчинки,

Сижу - не дышу,

Ведь мира картинки

В ладошках держу.

В. Шипунова

Публикации по теме:

Из опыта проведения педагогом-психологом декады игры в детском садуИз опыта проведения педагогом-психологом декады игры в детском саду Утверждаю : Заведующая МБДОУ №11 «Родничок» г. Тихорецка Савосько О. А. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ДЕКАДЫ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ. Декада проводится с.

Конспект ООД в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования цветным песком «Подводный мир» .

Конспект проведения педагогом-психологом занятий «Станция «Позитивная» в рамках дня здоровьяКонспект проведения педагогом-психологом занятий «Станция «Позитивная» в рамках дня здоровья Сценарий дня ЗДОРОВЬЯ в детском саду «РОДНИЧОК» «Станция ПОЗИТИВНАЯ» Ведущая – педагог-психолог Виткова Татьяна Анатольевна Дата проведения.

Конспект занятия в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования цветным песком «Аквариум» Программные задачи: Образовательные: - Учить детей создавать узоры цветным песком на бумаге. - Учить детей использовать простейшие техники.

Мастер-класс для воспитателей по использованию техники «рисования песком».Мастер-класс для воспитателей по использованию техники «рисования песком». 1. Вступление. Проблемы и задачи. Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я предлагаю познакомить с техникой «Рисование.

Методы, применяемые педагогом-психологом для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения у дошкольников 3–7 лет Социо-игровая педагогика Педагог здесь существует наравне с детьми. Он стремится не научить своих подопечных чему-то (передать им информацию.

Цикл развивающих занятий с педагогом-психологом для детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать у старших дошкольников эмпатию, коммуникативные навыки, продолжить психопрофилактику и психокоррекцию агрессивности, конфликтности,.

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционной техники рисования на стекле В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более.

Закрепление знаний (об эталонах формы): круг, квадрат, треугольник, с использованием песочного светового стола.Закрепление знаний (об эталонах формы): круг, квадрат, треугольник, с использованием песочного светового стола. Коррекционно-развивающее занятие Закрепление знаний (об эталонах формы): круг, квадрат, треугольник, с использованием песочного светового.

Занятие с педагогом — психологом в подготовительной группе. Тема: «Смешарики о правах ребенка» Программное содержание: Познакомить детей с правами: право на имя, фамилию, образование и право на жизнь. Развивать творческое воображение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи старших дошкольников
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 20:08
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Малышенкова (УИ 463048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД