Ирина Малышенкова
Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах деятельности ребенка. У многих детей снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика рук, а также наблюдаются нарушения в развитии речи.
Публикация «Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники „рисования песком“ для развития речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Световой стол. Рисование на песочных световых столах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности ребенка способны обеспечить нормальное развитие ребенка, в том числе и речевое развитие.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок в работе с детьми.
Использование техники «Рисование песком» в работе с дошкольниками дает возможность:
Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
Формировать установку на положительное отношение к себе;
Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции;
Коммуникативные навыки;
Развивать творческий потенциал;
Тренировать мелкую моторику рук;
Развивать речь.
Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.
Положительные моменты в работе с песком.
Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.
Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.
Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.
Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.
Оборудование:
Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага,
Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)
Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.
Условия при работе с песком:
Согласие и желание ребенка.
Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Способы засыпания поверхности стола:
• Просеивание,
• Расхлопывание,
• Дождик,
• Торнадо,
• Волна.
Методики рисования песком:
• Рисование кулаком,
• Рисование ладонью,
• Рисование ребром большого пальца,
• Рисование щепотью,
• Рисование мизинцами,
• Одновременное использование нескольких пальцев,
• Рисование симметрично двумя руками,
• Отсечение лишнего,
• Насыпание из кулачка,
• Рисование пальцем.
Материалы для рисования:
• использование кондитерского шприца,
• использование массажного мячика,
• использование ситечка,
• выдувание рисунка через трубочку для коктейлей,
• использование трафаретов,
• использование декоративных украшений.
При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.
Этапы работы с песком:
• Подготовительный (ритуал входа)
• Основная часть
• Заключительный этап (ритуал выхода)
Подготовительный этап
Цель:
Определить правила поведения в песочнице;
(контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж).
Правила при работе с песком:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Основная часть:
Дидактические игры
с использованием песочного планшета направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов.
Развитие мелкой моторики
• Действия с песком:
Сжать-разжать, захватить в щепотку;
Выложить по насыпанной дорожке камешки;
• Прикосновения к поверхности песка:
Ребром ладони нарисовать геометрические фигуры;
Отыскать в песочнице предметы, определённый предмет;
• Рисование на песке:
«Дорожки», «Заборчики», «Дожди», «Лесенки», «Следы»
Работа с контурами и шаблонами;
Картотека:
Название игры Методика проведения
«Дорожки» Начинаем с простых линий- «Дорожка к домику ёжика», затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и напряжённости
«Заборчики» Рисуем «заборчики» вокруг заданного предмета, домика, героя.
«Дожди» Отрабатываем рисование вертикальных линий
«Лесенки» Учимся совмещать вертикальные и горизонтальные линии
«Обведи по контуру» Обведение пальцем контура или шаблона-подготовка руки к письму.
• Развитие фонематического слуха
• Автоматизация поставленных логопедом звуков
• Дифференциация звуков
Картотека
Название игры Методика проведения
«Жужжалки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и жужжим как пчёлки
«Шипелки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и шипим как змейки
«Собери зоопарк» Нарисовать животных на заданный звук
«Кто живёт в лесу» Нарисовать животных на заданный звук
«Распредели по домикам животных» Изображаем на песочном столе два домика С и Ш- распределям фигурки животных, в названии которых заданные звуки.
• Расширение и активизация словарного запаса
• Развитие когнитивных процессов
Картотека
«Назови ласково» Пересыпаем песочек, называем его, употребляя уменьшительно-ласкательное значение
«Угадай, что я делаю?» Обогащение словаря детей глагольной лексикой-пересыпаю, насыпаю, ровняю, стряхиваю,глажу и т. д.)
«Магазин» Рисуем продукты, предлагаем покупателю.
«Разложи по корзинкам» Рисуем корзину для фруктов, заполняем её, то же самое с овощами.
«Давайте познакомимся!» Моделирование ситуации для объяснения значений новых слов.
• Выработка опыта показа значений приставок
• Активизация понимания и употребления предлогов
• Создание ситуаций, выраженных предложением, например: «Ёжик несёт яблоко», «Растёт ёлка».
Картотека
Название игры Методика проведения
«Повтори за мной» Ребёнок повторяет действия педагога, другого ребёнка по предложенной схеме, проговаривая свои движения: пересыпаю, засыпаю, подсыпаю, досыпаю.
«Рисунки-паутинки» Следуя инструкции, ребёнок рисует фигуры- «В большом квадрате рисуем цветочек, на цветке бабочку» и т. д.
«Составь предложение» Составление предложений по собственным рисункам.
• Активизация и обогащение словаря
• Развитие диалогической речи
• Формирование высказываний
Картотека
Название игры Методика проведения
«Рисуем сказку» Рисуем декорации к знакомой сказке-обыгрываем словесно,
Рисуем героев сказки, которую читает педагог, рассказывает кто-то из детей.
«Превращалки» Педагог составляет диалог между персонажами, создаёт мотив для активного говорения и формирует ситуацию успеха.
Заключительный этап.
Ритуал выхода
Сказочный персонаж, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид.
Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.
Рекомендуемая литература:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб. : Речь, 2006 – 208 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
6. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб. :ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011
7. Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №5 май 2012. Статья О. А. Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком. С. 30.
9. Журнал «Дошкольное образование», июнь 2012. Статья М. Базыкина. Кино про лето. С. 41.
10. Журнал «Обруч», №3,2012. Статья Н. Иванова. По ту сторону стекла. С. 30.
Я глажу ладошками
Тёплый песок
Рисую кораблик,
А рядом –цветок.
И мамина кошка,
И деда гармошка,
Летящий журавлик
И буква : «А-нтошка».
Струятся песчинки,
Сижу - не дышу,
Ведь мира картинки
В ладошках держу.
В. Шипунова