Приложение МААМ

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Наталья Леонидовна Алексеева
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Именно поэтому дошкольники усваивают все прочно и надолго, когда сами услышат, увидят, потрогают и сделают. Сегодняшние дети — это дети поколения Z, дети эпохи глобальной информатизации. В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь добывать нужные знания самостоятельно и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно.

Каждый ребенок вырос сознательным членом общества- активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.

Исследования Н. Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование.

Познавательная активность- это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.

Детское экспериментирование- одна из форм организации детской деятельности,с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности -с другой.

Организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности, и его действия носят репродуктивный характер.

Как отмечали А. Н. Поддьяков, О. Л. Князева, О. К. Тихомиров и другие исследователи, общий уровень поисковой деятельности, обеспечивающей максимальное проявление познавательной активности, определяется именно уровнем ее организации, смысловой направленностью, выбором обьекта и содержания.

Анализ научных и педагогических исследований показывает, что экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием формирования познавательной активности дошкольников и предпосылкой формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Я руководствуюсь методическими рекомендациями программы «Детство»

(авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина,

- технологиями экспериментальной деятельности

Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, О. В. Дыбиной, Т. М. Бондаренко;

- методиками диагностирования познавательной активности В. С. Юркевича «Древо желаний» и «Маленькие исследователь», В. Л. Малашенковой «Освоение программы экологических знаний».

Модель развития познавательной активности через экспериментальную деятельность

Обьекты экспериментирования

Тема

экспериментирования

Предметно-развивающая среда

Вода

«Прозрачная вода»

«Вода принимает форму»

«Звенящая вода»

«Водяная мельница»

«Что растворяется воде?»

«Твердая вода»

«Почему не тонут айсберги?»

«Радуга в небе»

«Путешествие капельки»

Прогулочная площадка, центр экспериментирования

Почва

«Песочная страна»

«Цветной песок»

«Игры с песком»

«Можно ли менять форму камня и глины?»

Воздух

«Поиск воздуха»

«Загадочные пузырьки»

«Надувание мыльных пузырей»

«Ветер в комнате»

«Самодельный термометр»

«Свечка в банке»

Свет и цвет

«Когда это бывает?»

«Свет вокруг нас»

«Волшебная кисточка»

«Теневой театр»

«Раскрасим радугу»

«Изготовление солнечных часов»

«Солнечные зайчики»

Реализация модели развития познавательной активности рассчитана на 3 года (средняя, старшая, подготовительная группы) и осуществляется в несколько этапов.

1 этап- подготовительный. Разработаны конспекты экспериментов.

2 этап- основной. Проводились запланированные эксперименты.

3 этап- заключительный. Итоговая диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников.

Перспектива развития опыта заключается в:

- продолжении работы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятельность;

- усовершенствовании предметно- развивающей среды с учетом ФГОС ДО

- активизация участия родителей в развитии познавательной активности дошкольников в рамках ФГОС ДО

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 20 января 2025 в 14:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леонидовна Алексеева (УИ 3094318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД