Получи документы

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Наталья Леонидовна Алексеева
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Именно поэтому дошкольники усваивают все прочно и надолго, когда сами услышат, увидят, потрогают и сделают. Сегодняшние дети — это дети поколения Z, дети эпохи глобальной информатизации. В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь добывать нужные знания самостоятельно и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно.

Темочки:

Каждый ребенок вырос сознательным членом общества- активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.

Исследования Н. Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование.

Познавательная активность- это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.

Детское экспериментирование- одна из форм организации детской деятельности,с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности -с другой.

Организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности, и его действия носят репродуктивный характер.

Как отмечали А. Н. Поддьяков, О. Л. Князева, О. К. Тихомиров и другие исследователи, общий уровень поисковой деятельности, обеспечивающей максимальное проявление познавательной активности, определяется именно уровнем ее организации, смысловой направленностью, выбором обьекта и содержания.

Анализ научных и педагогических исследований показывает, что экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием формирования познавательной активности дошкольников и предпосылкой формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Я руководствуюсь методическими рекомендациями программы «Детство»

(авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина,

- технологиями экспериментальной деятельности

Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, О. В. Дыбиной, Т. М. Бондаренко;

- методиками диагностирования познавательной активности В. С. Юркевича «Древо желаний» и «Маленькие исследователь», В. Л. Малашенковой «Освоение программы экологических знаний».

Модель развития познавательной активности через экспериментальную деятельность

Обьекты экспериментирования

Тема

экспериментирования

Предметно-развивающая среда

Вода

«Прозрачная вода»

«Вода принимает форму»

«Звенящая вода»

«Водяная мельница»

«Что растворяется воде?»

«Твердая вода»

«Почему не тонут айсберги?»

«Радуга в небе»

«Путешествие капельки»

Прогулочная площадка, центр экспериментирования

Почва

«Песочная страна»

«Цветной песок»

«Игры с песком»

«Можно ли менять форму камня и глины?»

Воздух

«Поиск воздуха»

«Загадочные пузырьки»

«Надувание мыльных пузырей»

«Ветер в комнате»

«Самодельный термометр»

«Свечка в банке»

Свет и цвет

«Когда это бывает?»

«Свет вокруг нас»

«Волшебная кисточка»

«Теневой театр»

«Раскрасим радугу»

«Изготовление солнечных часов»

«Солнечные зайчики»

Реализация модели развития познавательной активности рассчитана на 3 года (средняя, старшая, подготовительная группы) и осуществляется в несколько этапов.

1 этап- подготовительный. Разработаны конспекты экспериментов.

2 этап- основной. Проводились запланированные эксперименты.

3 этап- заключительный. Итоговая диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников.

Перспектива развития опыта заключается в :

- продолжении работы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятельность;

- усовершенствовании предметно- развивающей среды с учетом ФГОС ДО

- активизация участия родителей в развитии познавательной активности дошкольников в рамках ФГОС ДО

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 20 января 2025 в 14:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леонидовна Алексеева (УИ 3094318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД