Наталья Леонидовна Алексеева
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Именно поэтому дошкольники усваивают все прочно и надолго, когда сами услышат, увидят, потрогают и сделают. Сегодняшние дети — это дети поколения Z, дети эпохи глобальной информатизации. В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь добывать нужные знания самостоятельно и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно.
Каждый ребенок вырос сознательным членом общества- активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.
Исследования Н. Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование.
Познавательная активность- это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.
Детское экспериментирование- одна из форм организации детской деятельности,с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности -с другой.
Организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности, и его действия носят репродуктивный характер.
Как отмечали А. Н. Поддьяков, О. Л. Князева, О. К. Тихомиров и другие исследователи, общий уровень поисковой деятельности, обеспечивающей максимальное проявление познавательной активности, определяется именно уровнем ее организации, смысловой направленностью, выбором обьекта и содержания.
Анализ научных и педагогических исследований показывает, что экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием формирования познавательной активности дошкольников и предпосылкой формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Я руководствуюсь методическими рекомендациями программы «Детство»
(авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина,
- технологиями экспериментальной деятельности
Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, О. В. Дыбиной, Т. М. Бондаренко;
- методиками диагностирования познавательной активности В. С. Юркевича «Древо желаний» и «Маленькие исследователь», В. Л. Малашенковой «Освоение программы экологических знаний».
Модель развития познавательной активности через экспериментальную деятельность
Обьекты экспериментирования
Тема
экспериментирования
Предметно-развивающая среда
Вода
«Прозрачная вода»
«Вода принимает форму»
«Звенящая вода»
«Водяная мельница»
«Что растворяется воде?»
«Твердая вода»
«Почему не тонут айсберги?»
«Радуга в небе»
«Путешествие капельки»
Прогулочная площадка, центр экспериментирования
Почва
«Песочная страна»
«Цветной песок»
«Игры с песком»
«Можно ли менять форму камня и глины?»
Воздух
«Поиск воздуха»
«Загадочные пузырьки»
«Надувание мыльных пузырей»
«Ветер в комнате»
«Самодельный термометр»
«Свечка в банке»
Свет и цвет
«Когда это бывает?»
«Свет вокруг нас»
«Волшебная кисточка»
«Теневой театр»
«Раскрасим радугу»
«Изготовление солнечных часов»
«Солнечные зайчики»
Реализация модели развития познавательной активности рассчитана на 3 года (средняя, старшая, подготовительная группы) и осуществляется в несколько этапов.
1 этап- подготовительный. Разработаны конспекты экспериментов.
2 этап- основной. Проводились запланированные эксперименты.
3 этап- заключительный. Итоговая диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников.
Перспектива развития опыта заключается в:
- продолжении работы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятельность;
- усовершенствовании предметно- развивающей среды с учетом ФГОС ДО
- активизация участия родителей в развитии познавательной активности дошкольников в рамках ФГОС ДО