Ольга Ершова
Использование педагогической технологии «Сторителлинг» в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Использование педагогической технологии
«Сторителлинг»
в работе с детьми раннего возраста
1 слайд
Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи.
2 слайд
Публикация «Использование педагогической технологии „Сторителлинг“ в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи педагоги и родители.
Большое значение для развития речи детей раннего возраста имеет общение со сверстниками, поэтому важно стимулировать детей обращаться друг к другу с просьбами и вопросами, давать ребёнку такие поручения, которые вызывают у него необходимость вступать в разговор со сверстником. Совместная игра и рассматривание картинок также способствуют возникновению разговора между детьми.
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи.
Ни для кого не секрет, что проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Безусловно, в своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря. В настоящее время для этого имеется много всевозможных средств.
3-и 4 слайд
При выборе темы по самообразованию меня заинтересовала педагогическая технология, «сторителлинг», которая позволяет расширить возможности в работе с детьми раннего возраста по развитию и обогащению речи и коммуникативных качеств детей раннего возраста.
Использовать в своей работе Сторителлинг я начала с начала этого учебного года. Мы попробовали ввести, адаптированную под свою группу, элементы данной технологии.
5 слайд
Цель моей работы по педагогической технологии :
Совершенствование грамматической структуры речи у детей раннего возраста.
Слайд 6 (зачитываем)
Разнообразить образовательную деятельность с детьми
Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии
Научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию
Обогатить устную речь детей раннего возраста
Облегчить процесс запоминания сюжета
7 Слайд
Принцип хороших историй
Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.
Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «черное-белое». Например: сказка о синем и красном – «Улитка и кит». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить – его надо удержать. Например, можно изложить историю как некое детективное расследование или загадку.
Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории :
В истории должен быть интересный герой. Это может быть одушевленный или не одушевленный предмет. Важно, чтобы у героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, или наоборот чему-то научить своего героя, а также, чтобы герой не существует сам по себе, а «жил» в придуманном ребёнком мире.
Рассказ или история, совмещенные с показом сюжетной картинки, помогают более выразительно построить свой монолог, избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».
8 Слайд
Структура сторителлинга
Старший дошкольный возраст
При реализации в работе с детьми техники сторителлинг использую следующие элементы :
1. Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
— Когда-то давным-давно…
— Из опыта работы….
— И произошла однажды вот такая история….
— О! А, вы слышали историю про…
— Садитесь поближе, я вам расскажу…
— В некотором царстве, в некотором государстве…
— Жили-были…
— Это произошло темной и дождливой ночью…
— Наш герой понятия не имел, что его ждет…
2. Принципы историй : простота, неожиданность, конкретность (персонажи и истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам, реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).
3. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется.
4. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.
5. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне мораль.
9 Слайд
Наиболее важные моменты при создании историй
- Учитывать возрастные особенности детей
- Определенный персонаж или герой
- Особенные черты характера
- Вызывать чувства
- Основной персонаж должен вызывать симпатию
10 Слайд
Используя сторителлинг, педагог :
- создает комфортную обстановку
- формирует эмоциональный настрой
- активизирует речемыслительную деятельность
- помогает усваивать материал
- Помогает разнообразить образовательную деятельность
- заинтересовывает каждого ребёнка
- учит воспринимать информацию
11 Слайд
Сторителлинг для детей раннего возраста
- Педагог
- Наводить детей на ответы, задавая вопросы
- Развитие грамматической речи
12 Слайд
Что для этого не обходимо
Можно купить готовые кубики а можно сделать своими руками
13 Слайд
Мы увидели, как дети с живостью откликнулись на то, чтобы придумать по картинкам свою историю. И на сегодня, с помощью элементов этой технологии (дети раннего возраста) мы пробуем с ребятами рассказывать известные стишки, сказки с помощью кубиков. Свою работу в этом направлении я начала с изучения литературы, с изготовления кубиков. Взяла за оригинальную версию «кубики историй». Были изготовлены тематические наборы кубиков: Домашние животный, игрушки, транспорт. Эмоции и др.
У нас в группе сейчас ведется активная работа совместно с родителями по формированию у детей грамматической, выразительной речи. И в этом нам очень помогают кубики. Дети легко, выразительно, эмоционально воспринимают и выдают предложенный им материал. Помогаем детям развивать их навыки и способности, найти те компетенции, которые будут необходимы в дальнейшем для того чтобы жить ярко, уверенно и счастливо.
14 Слайд
Сейчас остановлюсь подробнее на теме «Игрушки».
Для этого возраста (дети до 3 лет) используются кубики в количестве 2-4шт. для обучения детей составлять фразы из 2- 4 слов. Например, для формирования представлений по теме «Игрушки» используется кубики с картинками по стихотворениям Агнии Барто. (Грузовик, Мишка, Зайка, Козленок, Идет Бычок идр.)
15 Слайд
Предлагаю составить фразу этой фотографии. («….»).
16 Слайд
По второй: «….». Второй этап игры эффективен для обучения малышей составлению коротких рассказов из нескольких предложений. Для этого используются кубики с картинками разных категорий.
На выпавших сторонах мы увидим персонаж, предмет, элемент места действия. Мы берем 3кубика, (4 кубика в планах обучения) и начинаем обучение детей.
17 слайд
Софт навыки
Эта технология позволяет нам формировать у детей такие софт навыки как:
• Коммуникабельность – когда ребёнок легко общается со сверстниками и взрослыми
• Критическое мышление – ребёнок имеет собственное мнение, а не «потому, что так надо».
• Логическое мышление.
• Эмоциональный интеллект.
• Креативность, творческий подход.
• Правильная и грамотная речь.
• Умение работать в команде.
18 Слайд
«Изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь»
актёр Майк Тернер
19 Слайд
Спасибо!