Наталья Ворошилова
Использование пальчиковой техники рисования как средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ТНР
Актуальность темы
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены, а также снижена собственная активность, как источник познавательной активности. Трудности в освоении ими окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем, таких как страх, тревожность. Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения и, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка с ОВЗ.
Публикация «Использование пальчиковой техники рисования как средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мелкая моторика
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс и результат которого полностью зависит от тех условий развития и обучения, которые создают для этого взрослые.
Перед педагогами стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия с ними продуктивной творческой деятельностью и социального общения, в которых может развиваться личность ребенка, обеспечивая ему “ситуацию успеха”.
Дошкольное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.
Творческие способности и творческая деятельность
«Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев.
От пальцев образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Сухомлинский В. А.
Творчество и дети с ОВЗ
Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. В момент творчества ребенок наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Поэтому творческая деятельность имеет большое значение в жизни детей с ОВЗ.
- В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
- Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка с ОВЗ, так как свои эмоции и чувства, знания ребенку с особенностями легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Оно пробуждает инициативу, способствует самовыражению и уверенности в себе, создает положительные эмоции.
- Успешное освоение детьми с ОВЗ творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию, помогает в формировании других видов деятельности.
Социализация ребенка с ОВЗ
• Развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ – важнейшая задача
коррекционного образования. Решение этой задачи помогает более успешному вхождению в социум обучающихся с ОВЗ, позволяет им проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях, что очень важно для их успешной социализации.
• Социализация ребенка с ОВЗ путем развития его творческого потенциала
понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.
• Степень вовлеченности и приобщённости ребенка к сфере образного
восприятия и понимания окружающего мира является одним из главных факторов его социализации, в процессе которой важное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.
Виды творчества
• Бисероплетение
• Лепка из соленого теста
• Поделки из природного и бросового материала
• Поделки из бумаги, картона и ниток
• Аппликация
• Бумагопластика: разрывная аппликация, сминание цветной бумаги.
• Нетрадиционные техники (декупаж, витраж, коллаж с применением семян, крупы, скорлупы, засушенных цветов, листьев, каштанов, ракушек и т. п., комбинированная аппликация – с пластилином, ватой и др.)
• Росписи поделок
• Мозаика
• Оригами
• Квиллинг
• Холодный батик
• Театрализованная деятельность
• Работа с мукой (развитие мелкой моторики)
Эффективность использования разных видов творчества с детьми с ОВЗ
• Снимают страх неудачи, создают комфортную среду для общения.
• Активизируют индивидуальные способности детей : изобразительные, художественно-конструкторские.
• Развивают восприятие, мышление, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память.
• Развивают речь, обогащают словарный запас, способствуют формированию грамматического строя речи.
• Дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов.
• Формирует необходимые для творчества качества : уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение.
ФОТОПРИЛОЖЕНИЯ с описанием практикуемых с детьми в группе видами творчества и совместных и индивидуальных детских работ.
P.S. или результаты развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ :
Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагают широкий простор для творчества. Спокойная обстановка, воплощение творческих способностей при выполнении работы и положительный эмоциональный фон, сопутствует созданию атмосферы творчества, взаимной эмпатии и успехов детей. К ним приходит ощущение покоя, радости, удовлетворения.
Результатами нашей деятельности становятся выставки, участие в конкурсах различного уровня.
Творчество обогащает творческие стремления детей с ОВЗ, развивает в них нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Дети с ОВЗ приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимые для разнообразных современных профессий.
Творческая деятельность детей с ОВЗ обеспечивает их успешную самореализацию, помогает им стать активней. Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. Так пусть же дети будут участниками жизни, а не наблюдателями ее, и пусть радуются своему труду и гордятся им, считают себя полезными и нужными, счастливыми и успешными людьми в обществе.
СПАСИБО за внимание!