ирина скомаровская
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-педагогическом взаимодействии с детьми с СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных учреждениях с каждым годом становиться всё больше и больше детей имеющих диагноз СДВГ, кто-то не имеет диагноза официально, но имеет отклонения в поведении. В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества психологических и речевых патологий, которые чаще всего взаимосвязаны.
Педагоги в свою очередь стараются ребенка с проблемным поведением устранить из группы, или отстранить от игры со сверстниками, т. к. он может причинить вред здоровью окружающим. Имея в своей основе биологические механизмы, она проявляется в нарушениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер ребенка и реализуется в дошкольной, школьной и социальной адаптации формирующейся личности. Даже при всем желании гиперактивный ребенок не может выполнить правил поведения на занятиях, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени.
Публикация «Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-педагогическом взаимодействии с детьми с СДВГ» размещена в разделах
Отсюда основное условие развития дефицитарных функций у этих детей - предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.
Статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинэйджеров очень высок, немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончит с собой. Поэтому развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать начиная с дошкольного возраста, а особенно у детей с речевыми нарушениями.
Таким образом, если начать работу с самого младшего возраста, то проблему можно устранить. Дошкольники с психологическими и речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Для успешной коррекционной – развивающей работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих психологические и речевые нарушения.
Целью работы педагогов стало повышение уровня развития коррекционно-развивающей работы с детьми с СДВГ и речевыми нарушениями при использовании различных нетрадиционных технологий с циклом игр и упражнений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
- Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.
- Способствовать расширению словарного запаса.
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать связную речь, лексико-грамматические представления.
- Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения, письма.
- Сделать картотеку игр для всех используемых видов нетрадиционных технологий.
- Провести работу с воспитателями и родителями по созданию благоприятных условий для использования нетрадиционных технологий в жизни детей.
Были определены основные принципы:
-принцип развития, который определяет исходную позицию педагогов по отношению к ребенку: опираться на имеющийся природный потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы. Поэтому главная цель образования – создавать условия и подготавливать детей к непрерывному саморазвитию;
-принцип природосообразности говорит о том, что воспитание должно соответствовать как внутренней природе ребенка, так и внешним условиям;
-принцип доверительного сотрудничества рассматривает отношения педагог и ребенок как показатель успешности и завершенности образовательного взаимодействия, развивающего личность конкретного ребенка;
-принцип осознания совершаемых действий полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур;
-принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Педагоги отрабатывают навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме;
-принцип обратной связи позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются основой педагогического опыта.
Выделяют следующие направления коррекционной работы :
• Развитие общей моторики.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук.
• Развитие артикуляционной моторики.
• Развитие фонематических процессов.
• Развитие общих речевых навыков.
• Развитие лексико-грамматического компонента языка.
Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
Введение в практику нетрадиционных технологий позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много, но наиболее целесообразными и эффективными являются:
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
Ароматерапия - - лечение с помощью фитокомпозиции ароматов цветов и растений.
Музыкотерапия - воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Литотерапия - терапевтическое воздействие камней на организм человека. Имаготерапия – тетрализация. Включает в себя куклотерапию, сказкотерапию.
Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.
Воскотерапия - игра с воском.
Пуговичная терапия – игры с различными пуговицами.
Су-Джок терапия - японская технология пальцевого массажа, обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека).
Логопедический самомассаж языка, губ, лица (необходим ребенку с дизартрией).
Сказкотерапия – способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
За годы педагогической практики педагоги пришли к выводу, что научить ребенка либо скорректировать его знания и умения, гораздо легче, если ребенок захочет этого сам.
Эффективность нетрадиционных методов определяется:
- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,
- заинтересованностью детей,
- развитием их творческой самостоятельности,
- созданием благоприятного климата на занятиях,
- ориентировкой детей на коммуникацию.
Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление психологических нарушений и тяжелых нарушений речи, ориентированы на:
- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;
- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;
- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,
- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.
Использование различных нетрадиционных форм работы в дополнение к традиционным помогает работе с ребёнком быть динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, а результаты коррекционного воздействия приятно удивляют.
Эффективность работы по преодолению ТНР и СДВГ у детей зависит от четкой и слаженной работы с родителями. Совместную работу с семьей строили на следующих основных положениях, определяющих ее содержа-ние, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами коррекционно - развивающей работы в детском саду.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьё й включает:
I)ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2)ознакомление родителей с содержанием коррекционно - развивающей работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3)обучение конкретным приёмам и методам нетрадиционных технологий, дыхательной и пальчиковой гимнастике, самомассажу, СУ Джок технологии.
Для реализации этих задач широко используются в ДОУ :
- информация в родительских уголках, в папках-передвижках, консультации «Применение сказкотерапии», «Играем с песком дома», устные журналы и дискуссии с участием психолога, логопеда, медиков, инструктора по физическому воспитанию, семинары-практикумы («Игровой массаж в домашних условиях», «Дыхательная гимнастика».
- «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением раз-нообразных занятий в логопедическом кабинете;
Вся работа с родителями была подчинена требованиям нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей, предлагающего активное участие родителей в педагогическом процессе.
Работа с воспитателями - одно из важнейших направлений по созданию благоприятных условий развития детей дошкольного возраста.
В план были включены разнообразные формы работы:
- собрания и педсоветы на тему: «Что мы знаем о нетрадиционных логопедических технологиях», «Нетрадиционные пособия для развития мелкой моторики дошкольников», «Система целенаправленного использования нетрадиционных технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми».
- практические консультации на тему: «Артикуляционные упражнения», «Секреты успешного взаимодействия с ребенком», «Дыхательная гимнастика детям» «Игры с мячом» и др.
- тематические консультации и беседы: «Звуковой анализ слова и предложения при играх с песком», «Развитие движений под музыку», «Использование хромотерапии в дошкольном учреждении».
- выставка литературы по данной тематике.
Вывод: Использование нетрадиционных технологий на занятиях по логопедии даёт большие возможности для психоречевой компенсации детей с речевой недостаточностью, а именно:
- быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;
- успешнее развивается речевая сноровка;
- обеспечивается психологический комфорт во время занятия;
- ребёнок запоминает большое количество речевого материала, в котором успешно закрепляются исправленные звуки речи;
- активизируются и восстанавливаются ВПФ.
Список литературы:
1. Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. - СПб. : Питер, 2004. -218 с.
2. Брязгунов И. П., Касатикова ЕВ. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 96 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии /Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб. : Речь, 2002.
4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М: Академия, 2005. - 256 с.
5. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М. : Школа-Пресс, 2000. - 112 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева – М. : Сфера Речь, 2001.
7. Изотова Е. И., Никифорова ЕВ. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
8. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.