Получи документы

Использование народных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Элина Карасова
Использование народных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование народных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное

искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Темочки:

Актуальность: Сегодня проблема духовного и нравственного развития дошкольников актуальна как никогда. Такие понятия, как патриотизм, духовность, нравственность – всегда были и будут актуальными. Патриотизм, нравственные и духовные качества – это основа, на которую накладываются все остальные представления у дошкольника, чтобы сформировать гражданскую позицию будущего взрослого человека.

Невозможно представить себе патриотизм и чувство любви к Родине без национальной самоидентификации человека, которая базируется не просто на знании национальной культуры, традиций, обычаев, но и на принятии их. Важной составной частью национальной культуры является народное искусство, в том числе — народные художественные промыслы.

Одним из распространенных направлений детского творчества является декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное : народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное воспитательное и познавательное значение.

Как отмечают видные ученые в области художественного образования, декоративно-прикладное творчество, через свою многомерность, простоту образов, их яркость и элегантность воплощения, близко детскому восприятию. Оно развивает их сенсорную чуткость, познавательное мышление, эстетические опыт.

Все вышесказанное стало причиной возникновения и реализации в нашей группе познавательно-творческого проекта «Народные промыслы России», который дает возможность более углубленно знакомить детей с народным творчеством в различных игровых, информационных, художественно - творческих формах детской деятельности.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Для детей:

Систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны.

Формировать обобщенные знания и умения, различать виды прикладного искусства по

назначению (посуда, игрушки, мебель) и основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов декора, устанавливать сходства и различия.

Воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному творчеству, уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Развивать творческий потенциал, творческое восприятие, воображение. Вызывать интерес к декоративному рисованию.

Для родителей:

Стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах, организации вставок.

.

Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу.

На основе народных промыслов сформировалась целая область применения творческих способностей – декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство - это раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Таким образом, основными характеристиками декоративно-прикладного искусства являются его декоративность и прикладной характер. Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь.

Рассмотрим основные народные промыслы, лежащие в основе декоративно-прикладного искусства.

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома, палех, дымковская игрушка, ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.

Народные промыслы в детском саду используются для различных воспитательных целей : развитие патриотизма, эстетического вкуса, творческих способностей. Как отмечает М. Н. Терещук, «специфика занятий декоративным рисованием в детском саду позволяет эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края, а также творческие способности и выразительность изображения».

Дети в процессе занятий знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы.

Организуя работу по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства, целесообразно выделить следующие этапы:

теоретический, который включает в себя тематические занятия: знакомство с предметами народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с художественной и народной литературой на заданную тематику;

практический, то есть непосредственно занятия художественно-эстетическим творчеством — рисование, лепка, аппликация в разных формах.

Наш проект построен таким образом, что на каждый вид народного промысла отводится один месяц.

1 месяц - тема: «Веселая дымка»

Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

1 «Глиняные игрушки – не простые безделушки» - просмотр презентаций «Дымка»

- организация выставки «Дымковская игрушка»

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»

- дидактические игры «Третий лишний», «Дымковские разрезные картинки"

- раскрашивание раскрасок «Дымка»

- разучивание стихотворения про дымку

2 «Укрась узорами юбку дымковской барыни»

3 «В мастерской дымковской игрушки»

4 «Лепка и роспись дымковской барыни»

2 месяц. Тема: «Золотая хохлома»

Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.

ООД Совместная деятельность педагога с детьми

1 «Знакомство с хохломским промыслом» - изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов.

- тонирование изготовленных из папье – маше изделий (тарелки, ложки, стаканчики)

- просмотр презентаций по теме

- рассматривание образцов хохломской росписи

- работа в раскрасках «Хохлома»

- рисование хохломских узоров

- разучивание стихотворения про хохлому

2 «Хохломские узоры»

3 «Украсим теремок для зверей»

4 «Сказочная хохлома»

3 месяц. Тема: «Филимоновские игрушки»

Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.

ООД Совместная деятельность педагога с детьми

1 «Знакомство с филимоновской игрушкой» - просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»

- рассматривание иллюстраций, игрушек

- используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек

- дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку».

- разучиваем поговорки и пословицы о труде

- разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку

- играем Филимоновской игрушкой

2 «Филимоновские игрушки»

3 Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов"

4 "Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек"

Тема: «Яркий Полхов – Майдан»

Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.

ООД Совместная деятельность педагога с детьми

1 «Игрушки из Полхов - Майдана» - просмотр презентаций «Изделия Полхов - Майдана»

- рассматривание матрешек

- раскрашивание раскрасок «Матрешки»

- дидактические игры «Найди пару», «Сложи орнамент»

- рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана

- игры с народными игрушками

- составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки

2 «Веселые матрешки»

Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз»

Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.

ООД Совместная деятельность педагога с детьми

1 «Здравствуй волшебный Городец» - чтение и заучивание стихотворении о Городце

- просмотр презентаций

- дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»

- практическое задание «Обведи элемент»

- рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи

- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»

- роспись полоски росписью

- прорисовывание элементов "купавки", "листья"

2 «Рисование по мотивам Городецкой росписи»

3 «Рисование городецкого узора на тарелке»

4 Роспись «Городецкая сказка»

Тема: «Голубая гжель»

Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус

ООД Совместная деятельность педагога с детьми

1 «Эта звонкая сказка - Гжель» - рассматривание иллюстраций

- просмотр презентаций

- рисование элементов Гжельской росписи

- раскрашивание раскрасок «Гжель»

2 «Рисование элементов Гжельской росписи»

3 «Роспись гжельской посуды»

4 «Роспись гжельского подноса»

Тема: «Каргопольская игрушка»

Цель: познакомить детей с одним из видов народно-декоративного искусства – каргопольской глиняной игрушкой; учить расписывать силуэтные изделия каргопольским декоративным узором; развивать эстетическое восприятие.

ООД Совместная деятельность педагога с детьми

1 «Путешествие в Каргополь» - просмотр презентаций

- просмотр иллюстраций

- игровые задания «Правильно подбери.», «Найди ошибку.»

- упражнение в росписи на бумаге

- игры с каргопольской игрушкой

- оформить папку рисунков «Каргополь»

- дидактические игры «Дорисуй», «Создай узор»

- чтение рассказов, стихов о народных игрушках

- предварительная лепка лошадок

- отрабатывание приемов последовательности рисования узоров

- лепка по мотивам Каргопольской игрушки

- украшение бумажных силуэтов

- раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.

2 «Каргопольская игрушка – лошадка»

3 «Фартук, сарафан – каргопольская роспись»

4 «Каргопольские козлы»»

В ходе работы над проектом предполагается: Создание мини-музея (коллекции) предметов народных промыслов, подробное ознакомление с некоторыми видами промыслов, проведение виртуальной экскурсии по музею народно-прикладного творчества, привлечение родителей к совместному ознакомлению детей с народными промыслами (посещение музея).

Организуя работу по знакомству детей с народным творчеством, мы стараемся действовать в тесном контакте с родителями наших воспитанников.

Знакомство детей с изделиями народных промыслов приобщает их к родной культуре, является средством формирования у них патриотических и эстетических чувств. Помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, в процессе рисования дети получают море положительных эмоций.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж На Вологодской земле зародилось много замечательных народных промыслов. Приглашаю в Центр ремёсел «Резной Палисад». Это центр народных,.

Дидактическое пособие по обучению рисованию народных промысловДидактическое пособие по обучению рисованию народных промыслов Дидактическое пособие по обучению рисованию народных промыслов. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов»Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов» Доброго времени суток всем уважаемым коллегам! Хочу поздравить всех победителей и претендентов на звание "Лучший педагог 2015" очень.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Фотоотчет «Скульптурные формы народных промыслов России в лепке наших дошколят. Каслинское литьё и Богородская игрушка»Фотоотчет «Скульптурные формы народных промыслов России в лепке наших дошколят. Каслинское литьё и Богородская игрушка» Российские народные промыслы могут служить отличным предметом лепки детей дошкольного возраста. Самыми близкими для дошкольников являются.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Роль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возрастаРоль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возраста Дети, и маленькие и большие, очень любят рисовать. Совсем маленькие с удивлением наблюдают за рождением яркого образа и стремятся побыстрее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 05:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование народных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Элина Карасова (УИ 2085493) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД