Элина Карасова
Использование народных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование народных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное
искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Публикация «Использование народных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Актуальность: Сегодня проблема духовного и нравственного развития дошкольников актуальна как никогда. Такие понятия, как патриотизм, духовность, нравственность – всегда были и будут актуальными. Патриотизм, нравственные и духовные качества – это основа, на которую накладываются все остальные представления у дошкольника, чтобы сформировать гражданскую позицию будущего взрослого человека.
Невозможно представить себе патриотизм и чувство любви к Родине без национальной самоидентификации человека, которая базируется не просто на знании национальной культуры, традиций, обычаев, но и на принятии их. Важной составной частью национальной культуры является народное искусство, в том числе — народные художественные промыслы.
Одним из распространенных направлений детского творчества является декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное : народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное воспитательное и познавательное значение.
Как отмечают видные ученые в области художественного образования, декоративно-прикладное творчество, через свою многомерность, простоту образов, их яркость и элегантность воплощения, близко детскому восприятию. Оно развивает их сенсорную чуткость, познавательное мышление, эстетические опыт.
Все вышесказанное стало причиной возникновения и реализации в нашей группе познавательно-творческого проекта «Народные промыслы России», который дает возможность более углубленно знакомить детей с народным творчеством в различных игровых, информационных, художественно - творческих формах детской деятельности.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
Систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны.
Формировать обобщенные знания и умения, различать виды прикладного искусства по
назначению (посуда, игрушки, мебель) и основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов декора, устанавливать сходства и различия.
Воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному творчеству, уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Развивать творческий потенциал, творческое восприятие, воображение. Вызывать интерес к декоративному рисованию.
Для родителей:
Стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах, организации вставок.
.
Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу.
На основе народных промыслов сформировалась целая область применения творческих способностей – декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство - это раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Таким образом, основными характеристиками декоративно-прикладного искусства являются его декоративность и прикладной характер. Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь.
Рассмотрим основные народные промыслы, лежащие в основе декоративно-прикладного искусства.
К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома, палех, дымковская игрушка, ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.
Народные промыслы в детском саду используются для различных воспитательных целей : развитие патриотизма, эстетического вкуса, творческих способностей. Как отмечает М. Н. Терещук, «специфика занятий декоративным рисованием в детском саду позволяет эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края, а также творческие способности и выразительность изображения».
Дети в процессе занятий знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы.
Организуя работу по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства, целесообразно выделить следующие этапы:
теоретический, который включает в себя тематические занятия: знакомство с предметами народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с художественной и народной литературой на заданную тематику;
практический, то есть непосредственно занятия художественно-эстетическим творчеством — рисование, лепка, аппликация в разных формах.
Наш проект построен таким образом, что на каждый вид народного промысла отводится один месяц.
1 месяц - тема: «Веселая дымка»
Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.
1 «Глиняные игрушки – не простые безделушки» - просмотр презентаций «Дымка»
- организация выставки «Дымковская игрушка»
- рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»
- дидактические игры «Третий лишний», «Дымковские разрезные картинки"
- раскрашивание раскрасок «Дымка»
- разучивание стихотворения про дымку
2 «Укрась узорами юбку дымковской барыни»
3 «В мастерской дымковской игрушки»
4 «Лепка и роспись дымковской барыни»
2 месяц. Тема: «Золотая хохлома»
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Знакомство с хохломским промыслом» - изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов.
- тонирование изготовленных из папье – маше изделий (тарелки, ложки, стаканчики)
- просмотр презентаций по теме
- рассматривание образцов хохломской росписи
- работа в раскрасках «Хохлома»
- рисование хохломских узоров
- разучивание стихотворения про хохлому
2 «Хохломские узоры»
3 «Украсим теремок для зверей»
4 «Сказочная хохлома»
3 месяц. Тема: «Филимоновские игрушки»
Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Знакомство с филимоновской игрушкой» - просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»
- рассматривание иллюстраций, игрушек
- используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек
- дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку».
- разучиваем поговорки и пословицы о труде
- разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку
- играем Филимоновской игрушкой
2 «Филимоновские игрушки»
3 Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов"
4 "Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек"
Тема: «Яркий Полхов – Майдан»
Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Игрушки из Полхов - Майдана» - просмотр презентаций «Изделия Полхов - Майдана»
- рассматривание матрешек
- раскрашивание раскрасок «Матрешки»
- дидактические игры «Найди пару», «Сложи орнамент»
- рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана
- игры с народными игрушками
- составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки
2 «Веселые матрешки»
Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз»
Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Здравствуй волшебный Городец» - чтение и заучивание стихотворении о Городце
- просмотр презентаций
- дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»
- практическое задание «Обведи элемент»
- рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи
- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»
- роспись полоски росписью
- прорисовывание элементов "купавки", "листья"
2 «Рисование по мотивам Городецкой росписи»
3 «Рисование городецкого узора на тарелке»
4 Роспись «Городецкая сказка»
Тема: «Голубая гжель»
Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Эта звонкая сказка - Гжель» - рассматривание иллюстраций
- просмотр презентаций
- рисование элементов Гжельской росписи
- раскрашивание раскрасок «Гжель»
2 «Рисование элементов Гжельской росписи»
3 «Роспись гжельской посуды»
4 «Роспись гжельского подноса»
Тема: «Каргопольская игрушка»
Цель: познакомить детей с одним из видов народно-декоративного искусства – каргопольской глиняной игрушкой; учить расписывать силуэтные изделия каргопольским декоративным узором; развивать эстетическое восприятие.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Путешествие в Каргополь» - просмотр презентаций
- просмотр иллюстраций
- игровые задания «Правильно подбери.», «Найди ошибку.»
- упражнение в росписи на бумаге
- игры с каргопольской игрушкой
- оформить папку рисунков «Каргополь»
- дидактические игры «Дорисуй», «Создай узор»
- чтение рассказов, стихов о народных игрушках
- предварительная лепка лошадок
- отрабатывание приемов последовательности рисования узоров
- лепка по мотивам Каргопольской игрушки
- украшение бумажных силуэтов
- раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.
2 «Каргопольская игрушка – лошадка»
3 «Фартук, сарафан – каргопольская роспись»
4 «Каргопольские козлы»»
В ходе работы над проектом предполагается: Создание мини-музея (коллекции) предметов народных промыслов, подробное ознакомление с некоторыми видами промыслов, проведение виртуальной экскурсии по музею народно-прикладного творчества, привлечение родителей к совместному ознакомлению детей с народными промыслами (посещение музея).
Организуя работу по знакомству детей с народным творчеством, мы стараемся действовать в тесном контакте с родителями наших воспитанников.
Знакомство детей с изделиями народных промыслов приобщает их к родной культуре, является средством формирования у них патриотических и эстетических чувств. Помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, в процессе рисования дети получают море положительных эмоций.