Элина Карасова
Использование народных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование народных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное
искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Актуальность: Сегодня проблема духовного и нравственного развития дошкольников актуальна как никогда. Такие понятия, как патриотизм, духовность, нравственность – всегда были и будут актуальными. Патриотизм, нравственные и духовные качества – это основа, на которую накладываются все остальные представления у дошкольника, чтобы сформировать гражданскую позицию будущего взрослого человека.
Невозможно представить себе патриотизм и чувство любви к Родине без национальной самоидентификации человека, которая базируется не просто на знании национальной культуры, традиций, обычаев, но и на принятии их. Важной составной частью национальной культуры является народное искусство, в том числе — народные художественные промыслы.
Одним из распространенных направлений детского творчества является декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное : народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное воспитательное и познавательное значение.
Как отмечают видные ученые в области художественного образования, декоративно-прикладное творчество, через свою многомерность, простоту образов, их яркость и элегантность воплощения, близко детскому восприятию. Оно развивает их сенсорную чуткость, познавательное мышление, эстетические опыт.
Все вышесказанное стало причиной возникновения и реализации в нашей группе познавательно-творческого проекта «Народные промыслы России», который дает возможность более углубленно знакомить детей с народным творчеством в различных игровых, информационных, художественно - творческих формах детской деятельности.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
Систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны.
Формировать обобщенные знания и умения, различать виды прикладного искусства по
назначению (посуда, игрушки, мебель) и основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов декора, устанавливать сходства и различия.
Воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному творчеству, уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Развивать творческий потенциал, творческое восприятие, воображение. Вызывать интерес к декоративному рисованию.
Для родителей:
Стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах, организации вставок.
.
Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу.
На основе народных промыслов сформировалась целая область применения творческих способностей – декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство - это раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Таким образом, основными характеристиками декоративно-прикладного искусства являются его декоративность и прикладной характер. Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь.
Рассмотрим основные народные промыслы, лежащие в основе декоративно-прикладного искусства.
К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома, палех, дымковская игрушка, ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.
Народные промыслы в детском саду используются для различных воспитательных целей : развитие патриотизма, эстетического вкуса, творческих способностей. Как отмечает М. Н. Терещук, «специфика занятий декоративным рисованием в детском саду позволяет эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края, а также творческие способности и выразительность изображения».
Дети в процессе занятий знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы.
Организуя работу по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства, целесообразно выделить следующие этапы:
теоретический, который включает в себя тематические занятия: знакомство с предметами народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с художественной и народной литературой на заданную тематику;
практический, то есть непосредственно занятия художественно-эстетическим творчеством — рисование, лепка, аппликация в разных формах.
Наш проект построен таким образом, что на каждый вид народного промысла отводится один месяц.
1 месяц - тема: «Веселая дымка»
Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.
1 «Глиняные игрушки – не простые безделушки» - просмотр презентаций «Дымка»
- организация выставки «Дымковская игрушка»
- рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»
- дидактические игры «Третий лишний», «Дымковские разрезные картинки"
- раскрашивание раскрасок «Дымка»
- разучивание стихотворения про дымку
2 «Укрась узорами юбку дымковской барыни»
3 «В мастерской дымковской игрушки»
4 «Лепка и роспись дымковской барыни»
2 месяц. Тема: «Золотая хохлома»
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Знакомство с хохломским промыслом» - изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов.
- тонирование изготовленных из папье – маше изделий (тарелки, ложки, стаканчики)
- просмотр презентаций по теме
- рассматривание образцов хохломской росписи
- работа в раскрасках «Хохлома»
- рисование хохломских узоров
- разучивание стихотворения про хохлому
2 «Хохломские узоры»
3 «Украсим теремок для зверей»
4 «Сказочная хохлома»
3 месяц. Тема: «Филимоновские игрушки»
Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Знакомство с филимоновской игрушкой» - просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»
- рассматривание иллюстраций, игрушек
- используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек
- дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку».
- разучиваем поговорки и пословицы о труде
- разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку
- играем Филимоновской игрушкой
2 «Филимоновские игрушки»
3 Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов"
4 "Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек"
Тема: «Яркий Полхов – Майдан»
Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Игрушки из Полхов - Майдана» - просмотр презентаций «Изделия Полхов - Майдана»
- рассматривание матрешек
- раскрашивание раскрасок «Матрешки»
- дидактические игры «Найди пару», «Сложи орнамент»
- рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана
- игры с народными игрушками
- составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки
2 «Веселые матрешки»
Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз»
Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Здравствуй волшебный Городец» - чтение и заучивание стихотворении о Городце
- просмотр презентаций
- дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»
- практическое задание «Обведи элемент»
- рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи
- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»
- роспись полоски росписью
- прорисовывание элементов "купавки", "листья"
2 «Рисование по мотивам Городецкой росписи»
3 «Рисование городецкого узора на тарелке»
4 Роспись «Городецкая сказка»
Тема: «Голубая гжель»
Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Эта звонкая сказка - Гжель» - рассматривание иллюстраций
- просмотр презентаций
- рисование элементов Гжельской росписи
- раскрашивание раскрасок «Гжель»
2 «Рисование элементов Гжельской росписи»
3 «Роспись гжельской посуды»
4 «Роспись гжельского подноса»
Тема: «Каргопольская игрушка»
Цель: познакомить детей с одним из видов народно-декоративного искусства – каргопольской глиняной игрушкой; учить расписывать силуэтные изделия каргопольским декоративным узором; развивать эстетическое восприятие.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1 «Путешествие в Каргополь» - просмотр презентаций
- просмотр иллюстраций
- игровые задания «Правильно подбери.», «Найди ошибку.»
- упражнение в росписи на бумаге
- игры с каргопольской игрушкой
- оформить папку рисунков «Каргополь»
- дидактические игры «Дорисуй», «Создай узор»
- чтение рассказов, стихов о народных игрушках
- предварительная лепка лошадок
- отрабатывание приемов последовательности рисования узоров
- лепка по мотивам Каргопольской игрушки
- украшение бумажных силуэтов
- раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.
2 «Каргопольская игрушка – лошадка»
3 «Фартук, сарафан – каргопольская роспись»
4 «Каргопольские козлы»»
В ходе работы над проектом предполагается: Создание мини-музея (коллекции) предметов народных промыслов, подробное ознакомление с некоторыми видами промыслов, проведение виртуальной экскурсии по музею народно-прикладного творчества, привлечение родителей к совместному ознакомлению детей с народными промыслами (посещение музея).
Организуя работу по знакомству детей с народным творчеством, мы стараемся действовать в тесном контакте с родителями наших воспитанников.
Знакомство детей с изделиями народных промыслов приобщает их к родной культуре, является средством формирования у них патриотических и эстетических чувств. Помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, в процессе рисования дети получают море положительных эмоций.