Людмила Медведева
Использование игровых приемов при ознакомлении детей с портретной живописью
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека, проявляя к нему доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.
Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарно станет работать его воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется его творческое самовыражение.
Публикация «Использование игровых приемов при ознакомлении детей с портретной живописью» размещена в разделах
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет, а также разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен «погрудный» портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика, представлены руки в каком-либо движении, жесте.
Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т. д., они в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – “улыбается”, “смеется”, “плачет”.
Во время рассматривания портретной живописи с детьми используются различные игровые приемы. Игровые приемы помогают вызвать интерес детей к произведению, сосредоточить их внимание на необходимой для восприятия части портрета, формируют умения видеть и чувствовать настроение человека, его эмоциональное состояние, как в жизни, так и в картине, закрепляют знания детей о том, что художники, создают портреты не только близких людей: (членов семьи, друзей, а так же знаменитых соотечественников (учёных, поэтов, артистов).
Например:
«Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т. д., а мы отгадаем»;
«Придумай свое название портрету»;
«Передай в движении положение руки (головы и т. д.)», изображенного на картине человека» и др.
Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали.
В связи с вышеизложенным, для проявления большего интереса к портретной живописи детей, мною была изготовлена дидактическая игра «Фоторамка».
Цель:
Способствовать развитию умений распознавать эмоциональные состояния, сплочение детского коллектива.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания детей о жанре портрета.
Формировать умения детей через средства художественной выразительности передавать настроение и характер человека.
Коррекционно-развивающие:
Развивать коммуникативные умения (рассматривать, видеть индивидуальные особенности друг друга); совершенствовать умения детей составлять словесный портрет.
Продолжать формировать умения детей передавать определенные эмоциональные состояния мимикой, пантомимикой.
Продолжать формировать умения сотрудничать друг с другом.
Воспитывающие:
Воспитывать в процессе общения доброжелательное отношение, интерес к человеку.
Материал:
панно на бумажной основе в виде «фоторамки»; 5 портретов (разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы с подбородком) с выражением на лице разной мимики (настроения) : радость, спокойствие, печаль, испуг, обида.
Планируемый результат:
Улучшение качества взаимодействия между детьми, положительный эмоциональный настрой в группе, развитие творческих способностей детей.
Использование «фоторамки», с разным выражением настроения на лице, возможно использовать в любых организационных моментах, а также, как в начале непосредственно-образовательной деятельности для заинтересованности детей, так и в конце, например, при анализе детских работ. Например:
«Определи, к какому портрету подходит эта музыка»;
«Сложи портрет, и мы узнаем какое у тебя сегодня настроение»;
«Собери портрет, и мы узнаем настроение твоего друга»
«Угадай, чей портрет сложила я» (например, если ребенок был грустный, обиженный, неактивно работал и т. д.)
«Подбери к веселым глазкам ротик»;
«Найди ошибку в портрете»;
«Составь портрет испуганного человека»;
«Подбери цвет к настроению на портрете»;
и другие варианты игровых приемов.
В дальнейшем, по жанру портрета, я планирую сделать и другие дидактические игры, например, такие, как:
1. «Подбери прическу к портрету»;
2. «Составь портрет сказочного героя» (по принципу «пазл»);
3. «Определи и найди жанр портрета» (репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж);
4. «Узнай по профилю» (вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок. Например, Баба-Яга, Кот в сапогах, Мальвина и др);
5. «Опиши внешность этого героя»/ «Опиши характер этого героя»;
6. «Семейный портрет» (6 портретов, разрезанных на 4 части, и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки);
7. «Найди недостаток в портрете» (карточки с изображением одного лица с разными недостатками)
Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.
Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.