Ирина Круцких
Воспитание у детей национальной культуры с помощью русских народных подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей национальной культуры с помощью русских народных подвижных игр
«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива»
Н. К. Крупская
Наступило время когда, ребенок находясь в ограниченном пространстве комнаты с телевизором или компьютером, не знает русские народные подвижные игры, в которых он может испытать свои силы и ловкость, смекалку и знания. Ведь игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Публикация «Воспитание у детей национальной культуры с помощью русских народных подвижных игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Именно они стали основой всех без исключения подвижных игр.
Проанализировав уровень воспитанности детей, можно сделать вывод, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства, любовь к Родине. Наши дети должны хорошо знать историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой : русские народные танцы, фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры.
И тогда мы решили разработать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры. Создали в группе уголки: «Русская народная игрушка», «Русские народные игры», «Музыкальный уголок», «Театрализованный уголок», «Патриотический уголок».
В группе провели родительское собрание на тему «Игра в жизни вашего ребенка», на котором познакомили родителей с тематикой детских игр и методами руководства ими. Раздали анкеты, проанализировав мы сделали вывод, что родители не знают игр, и недостаток времени разучивать их вместе с детьми.
Тогда мы решили привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, через проведение русских народных подвижных игр, познакомили с календарными праздниками, их обычаями и традициями. Вызвали интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю и к народным играм. Использовали все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
При составлении комплексно- тематического планирования более подробно уделили внимание всем видам игр. Разработали тематические недели в которых более подробно прописаны игры, в течении дня, на праздниках и развлечениях. Где дети, подробно познакомятся с народными праздниками и традициями, народными играми. Для родителей подготовили наглядную информацию по каждой тематической неделе.
Недели: «Неделя игры и игрушки» на которой дети учатся различать виды игр. Ведь игры бывают- сюжетные, строительные, конструкторы, дидактические, игры-развлечения, спортивные, театрализованные, народные. Знакомятся с народными игрушками (свистульки, дымковская, филлимоновская, матрешка и др.)
«Зимушка-зима» дети на прогулке разучивают зимние народные игры и забавы, такие как «Мороз красный нос», «Два мороза», «Снегурочкины друзья», хоровод «В лесу родилась елочка», строят снежную крепость, играют в снежки.
Праздник «Масленица»- проводится для всех детей детского сада, где родители принимают активное участие в пошиве костюмов для праздника, в каждой группе дети изготавливают чучело Зимы. На празднике дети участвуют в соревнованиях, водят хороводы, читают заклички, поговорки, поют песни, играют в такие игры как- «Каравай», «Взятие снежной крепости», «Водить козла», «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Летят- не летят», «Пирог», «Салки».
«Благовещенье»- дети на прогулке разучивают игры «Ай да птица, что за птица», «Бабочки и ласточки», «Птицы», «Жаворонок», «Ворон», «Ласточки», «Огородник и воробей».
На вербной неделе дети разучивают игры «Верба- вербочка», «Дед», «Захарка», Мосток».
Праздник «Пасха»- проводится также для всех детей детского сада, дети каждой группы украшают пасхальный стол, яйцами, куличами. Дети знакомятся с происхождением праздника. Дети играют в игры «Игры с яйцами», «Чье яйцо дольше покрутится», «Бой яйцами», «Солнышко -ведрышко», «Медом или сахаром». После праздника, в группе проводится чаепитие вместе с родителями.
«Красная горка»- «В круги», «Отгадай», «Катание яиц с горки».
Праздник «Троица»- мы отмечаем группе, беседуем о происхождении праздника, изготавливаем букеты и венки из полевых цветов и трав. Играем в такие игры, как «Венок», «Водяной», «Горячее место», «Ерыкалище».
«Успение»- «Кто с нами», «Огородник», «Пахари и жнецы».
На недели «Птиц» дети вместе с родителями изготавливают кормушки и скворечники для птиц, играют в такие игры как, «Стайка», «Волк гуси», «Гуси-гуси», «Утка и селезень», «Уточка».
На каждый сезон разработан физкультурный досуг, с русскими народными играми.
Используя все виды работ, думаю нам удастся донести до детей и родителей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре и к ее традициям.
Список использованной литературы:
В. Н. Дмитриев «Игры на свежем воздухе» Москва 1998г.
Е. Г. Батурина «Сборник игр в детском саду» Москва «Просвещение» 1974г.