Папки-передвижки

Использование народных игр Южного Урала в образовательном процессе ДОУ

Елизавета Амеженко
Использование народных игр Южного Урала в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель МДОУ ЦРР «Д/С № 17» г. Магнитогорска Амеженко Елизавета Михайловна

Использование народных игр Южного Урала в образовательном процессе ДОУ.

Народная игра – одно из средств народной педагогики. Народные игры должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками.

Публикация «Использование народных игр Южного Урала в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа. Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей, поочерёдно включая подвижные, словесные и хороводные игры.

В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями из народных игр в большей степени могут использоваться такие игры, как игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.

В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр, но в меньшей степени, чем в младшем возрасте, используются игры с народными игрушками.

Старшие дошкольники могут и должны уметь играть в народные игры самостоятельно.

Рекомендуется использовать народные игры примерно один раз в неделю в старших группах наряду с другими играми, чередуя при этом русские, татарские, башкирские подвижные, словесные, хороводные, игры с народными игрушками и учитывая сезон, возраст.

Начинать в младших группах в сентябре возможно с ипользования в основном русских народных игр-забав на занятиях по сенсорике. Подойдут игры-забавы «Галки летят», «Пекарь», «Дыбки» и др. На занятиях по сенсорике учат разбирать и собирать матрёшку, обращать внимании е на роспись на сарафане матрёшки (цветы, листья). Использовать подвижные игры : «Маленькие ножки – большие ноги. Работа с малышами требует многократного повторения, поэтому в младших группах присутствует малое количество народных игр.

В старших группах в сентябре рекомендуется провести несколько занятий по знакомству с историей и культурой, в том числе и с играми России, Башкортостана, Татарстана. На физкультурных занятиях один раз в неделю можно разучивать новую подвижную народную игру. На музыкальных занятиях примерно один раз в две недели – новую хороводную игру.

Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках.

Можно организовывать вечера интересных встреч со старшим поколением разных национальностей, которые расскажут и покажут элементы элементы народной культуры, в том числе игры.

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР ЮЖНОГО УРАЛА

СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ

Младшие группы

Задачи: развивать речь детей, координацию.

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братце щи варил, С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. (Игры с пальчиками)

Затопали ножки

Прямо по дорожке,

По камешкам, по камешкам

И в ямку - бух!

Старшие группы

Русская народная игра «Пчёлы»

Задачи: развивать ловкость, воспитывать интерес к родной природе.

Правила: двое играющих стоят неподвижно, изображая улей. Другие дети, взявшись за руки, сбиваются в кучу и говорят речитативом:

Маленькая в улее чашка,

Вкусная в ней кашка,

Есть хочется,

Да лезть не хочется,

Пчёлы злы, кусачие,

Летят они ужасные,

Жужжат хорошо,

Провожают далеко.

Один из игроков – «матка», он подходит к улью и просит:

Пчёлы серые, пчёлы синекрыленькие,

По чистому полю полётывайие,

Ко сырой земле припадывайте,

Летите-летите за сладеньким.

«Пчёлы» отвечают:

Мы по полю летели,

По-турецки лопотали, медок собирали,

А в улье узор вышивали:

Без иголок, без узлов, без петель, без шелков –

На потребу людям!

«Матка» подходит к улью и валит детей на землю, убегает, прячется.

Дети-«пчёлы» :

Летят пчёлки,

Носы – иголки.

Сели под горку,

Сели под ёлку.

Ни пять, ни шесть,

Их тысячи есть.

Людей они питают,

Избы освещают.

Не лают, не бают,

А больно кусают.

Потом «пчёлы» «летят», ищут «матку», жужжат ей в уши.

Татарская народная подвижная игра

«Земля, вода, огонь, воздух»

Задачи: развивать умение любить природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Правила: Играющие собираются в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырёх слов (земля, вода, огонь, воздух). Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» - водных обитателей; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками. Затем все поворачиваются кругом. Кто ошибся – выбывает из игры.

Татарска народная подвижная игра

«Ласточка»

Задачи: продолжать развивать ловкость, интерес к родной природе.

Правила: Рисуют круг диаметром 1 метр. По жребию выбирают «ласточку» и «сторожа». «Ласточка» садится в центр круга, скрестив и поджав под себя ноги, «сторож» ходит вокруг – охраняет. Остальные стараются коснуться рукой «ласточки». «Сторож» ловит. Пойманный игрок становится «сторожем». «Ласточка» меняется после смены 2 – 3 «сторожей».

Башкирская народная подвижная игра

«Ласточки и ястребы»

Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.

Правила: Игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду – «ястребы», в другом – «ласточки». Выбирают ведущего при помощи считалки. Он ходит и говорит начало слов (ЛА- или Я-, окончание не произносит. Тогда группа, чьё название (начало слова) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ

Младшие группы

Русская народная подвижная игра

«Маленькие ножки – большие ноги»

Правила: Дети выполняют движения, подражая воспитателю:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ – топ – топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ – топ – топ- топ.

Русская народная игра – забава (словесная)

Задачи: учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию детей.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики. Ура!

Им гулять давно пора.

Старшие группы

Русская народная хороводная игра

«Чурилки»

Правила: По считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, у другого в руках бубенцы.

Все ходят вокруг них, говорят:

Трынцы – брынцы, бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет,

Того жмурки не поймают.

После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребёнок с завязанными глазами – его ловить.

Как только поймает, выбираются двое других.

Татарская народная подвижная игра

«Спутанные кони»

Правила: Играющие делятся на команды (3 – 4). Выстраиваются в колонки за линией. Напротив ставят флажки-стойки. По сигналу первые игроки прыжками огибают флажки, возвращаются, затем прыгают вторые и т. д. Выигрывает та команда, которая закончила эстафету первой.

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ

Младшие группы

Русская народная игра-забава

«Ладушки – ладошки»

Задачи: вызвать у детей положительные эмоции, позабавить детей.

Правила: дети выполняют движения, подражая воспитателю:

Ладушки – ладошки,

Звонкие хлопошки,

Где же вы бывали?

Что же вы видали?

Рылись мы в песочке,

Клали пирожочки,

Так, так, так да вот так,

Клали пирожочки.

Ладушки устали,

Ладушки поспали,

Так, так, так да вот так,

Ладушки поспали.

Ладушки вставали,

Ладушки играли,

Так, так, так да вот так,

Ладушки играли.

Старшие группы

Русская народная словесная игра

«Чепуха»

Правила: Выбирают водящего по считалке. Каждый загадывает какой-нибудь предмет. Ведущий задаёт вопросы (действия) : «Чем ты сегодня умывался?», «Что ты сегодня ел?» Тот, чей ответ больше подойдёт, становится водящим.

Русская народная подвижная игра

«Два Мороза»

Правила: По считалке выбирают двух «Морозов» «Морозы» стоят в середине площадки.

Оба «Мороза» говорят:

Мы два братца молодые,

Два Мороза удалые.

Я Мороз – Красный нос,

Я Мороз – Синий нос.

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Дети отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

Перебегают площадку, «Морозы» их ловят. Поймали – «замораживают» (касанием). «Замороженные» игроки стоят на месте. Затем «Морозы» опять обращаются к детям. Они перебегают и выручают «замороженных» (касанием). После выбираются новые «Морозы».

Отмечают какой «Мороз» больше «заморозил». Нельзя выбегать за пределы площадки.

Татарская народная подвижная игра

«Хрома курица»

Задачи: развивать у детей чувство юмора.

Правила: на расстоянии 10 метров две линии (старт – финиш).

Все дети распределяются на тройки. Два крайних игрока берутся за руки, а средний закидывает одну ногу за руки соседей. По сигналу тройки бегут, средний скачет, опираясь на плечи товарищей. Побеждает та тройка, которая быстрее остальных добежит до финиша.

МАРТ - АПРЕЛЬ

Младшие группы: используются те же игры, что в январе – феврале.

Старшие группы

Русская народная игра-забава

«В цапки»

Задачи: развивать у детей быстроту реакции, воспитывать оптимизм.

Правила: водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонью свой указательный палец. Водящий говорит:

Под моею крышей

Собрались малышки :

Заяц, белка, жаба – цап.

Водящий резко сжимает ладонь в кулак, чтобы поймать пальцы игроков.

Русская народная хороводная игра

«Грачи летят»

Задачи: закреплять у детей знания о фауне родного края, народных традициях.

Правила: Дети стоят в кругу, один выходит на середину и поё т:

Грачи летят, на всю Русь кричат:

Гу – гу - гу

Мы несём весну.

Ведущий поднимает руки вверх, машет, дети вторят:

Журавли летят, на вс. Русь кричат:

Гу – гу – гу

Нас не догнать никому.

Поросята летят,

Поросята визжат:

Хрю – хрю – хрю,

Надоело нам в хлеву.

Кто ошибся, выходит из круга. Можно чередовать птиц, насекомых, животных

Русская народная подвижная игра

«Золотые ворота»

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.

Правила: выбирают двоих водящих. Они договариваются, кто из них «Солнце», кто «Луна».

Они берутся за руки (лицом друг к другу, остальные игроки, взявшись за руки, идут вереницей через «ворота» ведущих. Водящие говорят:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Ловя руками того, кто не успел пройти. Спрашивают на чью сторону хотел бы встать. Встают или к «Солнцу» или к «Луне». Когда набираются команды можно организовать перетягивание.

Татарская народная подвижная игра

«Продаём горшки»

Задачи: пополнить знания детей о профессиях прошлого, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

Правила: дети делятся на две группы («горшки» и «хозяева»). «Горшки» становятся на коленки, «хозяева» позади них, руки за спиной. Выбирается ведущий, который становится за кругом, касается «хозяина» «горшка». «Хозяин» и водящий бегут по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее займёт место за «горшком», тот и победил. Оставшийся становится ведущим.

ИЮЛЬ - АВГУСТ

Старшие группы

Русская народная подвижная игра

«У дедушки Трифона»

Правила: дети стоят в кругу, говорят:

У дедушки Трифона было семеро детей,

Семеро, семеро, семеро сыновей.

Они пили, они ели,

Друг на друга все глядели.

Семеро, семеро, семеро сыновей

Разом делали вот так: (ведущий показывает фигуру, остальные повторяют).

Татарская народная подвижная игра

«Темербай»

Задачи: воспитывать уважительное отношение к старшим, закрепить знания о том, что раньше были большие семьи.

Правила: дети стоят в кругу, в центре – это «Темербай», он говорит:

Пять детей у Темербая

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Наплескались, наплескались.

И красиво нарядились,

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так: (ведущий делает движение, все повторяют)

Затем ведущий выбирает лучшую фигуру, тот становится следующим ведущим.

Татарская народная хороводная игра

«Юрта»

Задачи: закрепить знания, что жилищем многих кочевых народов была юрта, воспитывать интерес к народной истории.

Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на нём платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:

Мы все ребята,

Соберёмся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под национальную музыку идут в один общий круг, По окончании музыки бегут к своим стульям,

берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой натянула юрту.

Русская народная подвижная игра

«Малечина – калечина»

Правила: выбирают водящего. Все берут в руки по небольшой палочке и произносят:

Малечина-калечина,

Сколько голов осталось до вечера?

До зимнего (летнего) вечера?

После этого ставят палочку на ладонь. Водящий считает кто дольше продержит палочку, не уронит. Можно ходить, приседать.

Русская народная хороводная игра

«Веточка»

Задачи: развивать выразительность речи, учить детей управлять своим телом.

Правила: дети стоят в кругу, идут в центр круга, поют:

Есть веточка на дереве,

Я её сорву.

Кому же её отдать?

Никому, никому –

Только другу дорогому.

Выбранный игрок танцует с веточкой импровизированный танец.

Башкирская народная подвижная игра

«Конное состязание»

Задачи: продолжать знакомить детей с национальными традициями (скотоводство – традиционное занятие башкир, прививать любовь к животным.

Правила: игроки парами встают на линию старта так, чтобы мешать друг другу. Игрок- «Конь» - встаёт, руки назад, вниз, берётся за руки с наездником. Кто первый прибежит, должен подпрыгнуть и достать узорчатый платок, подвешенный на стойке.

Русская народная подвижная игра

«Штандарт»

Задачи: развивать у детей оптимистическое мироощущение.

Правила: необходим мяч, используемый в большом теннисе. По считалке выбирают водящего. Он подбрасывает мяч и кричит: - Штандарт! Все разбегаются по площадке в разные стороны. Ведущий ловит мяч и пятнает этим мячом убегающих. Кого запятнали, тот становится водящим. Если не удалось никого запятнать, этот водящий снова водит.

Русская народная подвижная игра

«Кондалы»

Задачи: познакомить детей со значением слова «кондалы», способствовать развитию силы, смекалки, развивать коммуникативные качаства.

Правила: играющие встают в две шеренги на расстоянии 10 метров, крепко взявшись за руки. Идёт перекличка шеренг. Первая шеренга: «Кондалы – раскондалы, раскуйте нас», вторая шеренга отвечает: - «Кого из нас?» (называется имя ребёнка) Бежит тот, кого назвали, стремится «разбить», разомкнуть руки второй шеренги. Если ему это удастся, то он уводит выбранных детей в свою шеренгу, если нет – сам остаётся в той шеренге.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ»Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ» Цель: формирование практических навыков применения документ камеры в образовательном процессе. Задачи: 1. познакомить с основными возможностями.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Просторы Южного Урала.Просторы Южного Урала. Прекрасный мир Южного Ура. [/b][/i] Дорогие мои друзья приглашаю Вас в сказочное путешествие по прекрасным местам. Путешествовать любят,.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народных игр Южного Урала в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 14 марта 2022 в 13:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование народных игр Южного Урала в образовательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Амеженко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД