Светлана Пуганова
Использование музыки при восприятии произведений словесного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование музыки при восприятии дошкольниками произведений словесного творчества».
Знакомя детей с художественной литературой при помощи музыки, педагог предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия произведений словесного творчества.
Публикация «Использование музыки при восприятии произведений словесного искусства» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Как музыка, так и литература стремятся показать детям реальный мир в ярких красках и выразительных образах. Сопоставление музыкального и литературного образа героя без сомнения усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет глубже понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. Музыка способна вызвать у детей соответствующие эмоциональные переживания и помочь увидеть и прочувствовать эти переживания у героев литературных произведений.
Музыка и литература несомненно неразрывно связаны, потому, знакомя детей с художественной литературой, зачастую, невозможно не говорить о музыке. Поскольку и художественная литература, и музыка оказывают влияние на человека через эмоции. Поэтому любое, даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. Тандем этих двух искусств -это сильнейшее средство для эстетического и нравственного воспитания, для развития фантазии и образного мышления. Музыкальная культура имеет богатейший материал для взаимодействия с литературой. Очень многие произведения словесного искусства для детей имеют свои музыкальные интерпретации. Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье позволяют композиторам понять литературное произведение точно и глубоко. А иногда музыканту удается усилить его идейное звучание.
Как можно использовать музыку на занятиях по чтению художественной литературы? Возможностей и путей множество. Вот только некоторые из них.
• Музыка может выполнять роль фона, поддерживающего тему занятия. На таких занятиях необязательно давать информацию о самой музыке и ее авторе. Достаточно назвать имя композитора и название прослушанных произведений. Это расширит кругозор детей, но не отвлечет их от основной темы. Такой способ может быть использован на занятиях по изучению поэтических произведений. Музыка может стать основой для мелодекламации, что бесспорно делает стихи более выразительными. Так фортепианный цикл Чайковского «Времена года» может стать прекрасным музыкальным оформлением для чтения стихов русских поэтов о природе.
• Еще одним приемом использования музыки на занятии является иллюстрирование литературного произведения при помощи цитат из произведений музыкальных. Например, при знакомстве со «Сказкой о царе Салтане» А. С. Пушкина, можно прослушать фрагменты «Полет шмеля», «Арию царевны Лебедь» Римского- Корсакого.
• Следующим способом использования музыки на занятиях по чтению художественной литературы является анализ тех фрагментов, в которых музыка характеризует героя.
• Множество народных сказок включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др., игру героев на разных музыкальных инструментах : дудочке, скрипке, гуслях. В этом случае на помощь прийдут музыкальные иллюстрации и пьесы о животных, звучание музыкальных инструментов, встречающихся в сказке.
• Инсценированировки и музыкальные драматизации, основывающиеся на литературном материале. Этот метод является одним из средств развития детского творчества в частности и творческого восприятия и толкования литературных произведений, глубокого проникновение в их содержание, образы главного героя сказки или рассказа, их переживания поступки. Здесь могут быть использованы песни, музыкально-ритмические композиции, музыкальные связки и переходы. Этот метод можно использовать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
• Еще один способ - проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций, музыкально-литературные гостиные. Основная задача этого метода – развитие интереса к музыкальным и литературным произведениям, активизирование слушательских впечатлений, развитие способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства. Помимо всего прочего, концерт в форме литературно-музыкальной композици дает возможность детям попробывать себя себя в разных видах художественной практики (творчество и восприятие).
При организации восприятия дошкольниками произведений словесного искусства в совокупности с музыкой требуется соблюдение следующих условий условий :
1. Деятельность воспитателя и музыкального руководителя должна происходить сообща.
2. Чтение воспитателем произведений словесного искусства должно быть выразительным, с соблюдением правил чтения.
3. Развивающая среда должна помогать ребенку погрузиться в литературное произведение, способствоваь его пониманию и осмыслению.
4. Необходимо осуществлять интеграцию разных видов искусства в литературном развитии дошкольника.
В работе по восприятию детьми произведений словесного искусства в совокупности с музыкой выделяется несколько этапов.
1 этап.
Подготовка к комплексному восприятию литературного и музыкального произведения. Усиление и активизирование процесса художественного восприятия через обогащение предметно – пространственной среды группы и музыкального зала. Размещение юллюстраций по теме, предметов быта и т. д. (Как пример произведение А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане» и музыки к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова).
2 этап.
Организация процесса восприятия детьми произведения словесного искусства, его героев с использованием музыки.
3 этап.
Подготовка к драматизации сказки.
4 этап.
Создание условий для творческих игр на содержание сказки.
Основными задачами совместной деятельности взрослого и воспитанников являются при восприятии данных произведений искусства :
* познакомить дошкольников со сказкой А. С. Пушкина, ее особенностями (многообразием образов, стихотворной формой и пр.) и музыкой оперы Н. А. Римского-Корсакова;
* дать возможность детям почувствовать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния, мотивации их поступков, особенности взаимоотношений;
* познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в поэме и в опере.
Поскольку некоторые моменты содержания и языка трудны для понимания дошкольников, чтение литературного текста и слушание отрывков оперы воспитателю и музыкальному руководителю необходимо комментировать, чередовать чтение с беседой, обсуждением ситуаций, описанных в произведении.
И конечно же будет хорошо, если в процессе чтения будут участвовать два педагога: воспитатель и музыкальный руководитель. Один читает вслух, а второй в качестве слушателя сочувствует в детском переживании звучащего литературного произведения, задавая детям эмоциональный ключ к восприятию конкретного произведения искусства и эталон уважительного отношения к искусству вообще (В. А. Левин).
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что музыка и произведения словесного искусства без сомнения влияют на развитие ребенка, на формирование его личности, помогают ему духовно развиваться и совершенствоваться.