Мария Ломакина
Использование мультипликации при коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях реализации ФГОС ДО образовательный процесс практически невозможно представить без использования компьютерных технологий.
Активно развивающаяся компьютеризация стала неотъемлемой частью жизни человека. Современные педагоги используют в своей деятельности, компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны. Данные устройства позволяют решить множество педагогических задач, многофункциональны и удобны в использовании.
Публикация «Использование мультипликации при коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Логопедами так же успешно используются компьютерные технологии для создания логопедических игр, видео, презентаций. В данной статье мы рассмотрим еще одно средство коррекционной работы – создание мультипликации.
Под мультипликацией мы подразумеваем технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров, сменяющих друг друга с некоторой частотой.
Какие задачи может решать учитель-логопед используя различные виды мультипликации?
Чтобы обогащать словарный запас по изучаемой теме, логопед должен представить детям проблемную ситуацию, и тут может быть использована образовательная технология «Модель трех вопросов», разработанная Н. Е. Вераксой [2]. Детям задаются стандартные вопросы и логопед делает вывод, что для создания мультфильма по определенной тематике (например, теме, изучаемой в данный период согласно календарно-тематическому планированию) необходимо подробно изучить информацию, которая будет использована в процессе создания мультфильма. На данном этапе логопед обогащает пассивный и активный словарь детей.
На этапе создания сюжета дети активно используют коммуникативные навыки, занимаются планированием, учатся договариваться. Логопед создает условия для актуализации предикативного словаря (приехал, увидел, рассказал, и т. д.).
Далее осуществляется отбор героев, декораций, создаются фоны. На данном этапе логопед создает условия для актуализации словаря, в особенности словаря признаков ( задает вопросы: фон какой? Каким мы представляем данного героя). В процессе изготовления декораций и героев развивается мелкая моторика, движения пальцев рук становятся более координированными.
При создании сценария дети активно используют самостоятельную фразовую речь, с энтузиазмом исправляют грамматические ошибки, допускаемые в процессе порождения речи, используют адекватные роли виды интонации. Логопед помогает детям придерживаться сюжетной линии, используют адекватные роли виды интонации.
Съемка мультфильма (создание раскадровки) может осуществляться в различных программах. Данный этап достаточно кропотливый и продолжительный, что способствует развитию выносливости, способности стремиться к цели, даже не получая мгновенны результат, проявлению волевых усилий и совершенствованию крупной и мелкой моторики.
Озвучивание созданного мультфильма позволяет в полной мере использовать необходимые виды интонации, закреплять в речи грамматически верные модели предложений. Логопед может предложить детям несколько раз прослушать речь, записанную на диктофон, выбирать лучшие варианты, закреплять умение повышать, понижать тон голоса и использовать, соответствующие придуманному тексту, виды интонации.
Как мы видим, использование мультипликации может выступать эффективным средством коррекции общего недоразвития речи.
Автор: Ломакина Мария Владимировна
учитель-логопед
ГБОУ СОШ №8, СП д/с "Тополек", г. Кинель, п. г. т. Алексеевка
Используемая литература :
1.https://studwood.ru/1992959/informatika/osnovnye_printsipy_sredstva_sozdaniya_animirovannyh_obektov
2. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ– 77с.