Галина Орликова
Консультация для воспитателей коррекционных групп: «Особенности работы с детьми, имеющими нарушения зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей коррекционных групп : «Особенности работы с детьми, имеющими нарушения зрения»
Публикация «Консультация для воспитателей коррекционных групп: „Особенности работы с детьми, имеющими нарушения зрения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
В детских садах с детьми, имеющими нарушения зрения, работают воспитатели, учителя-дефектологи и медицинские работники. Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем, учителем-дефектологом по рекомендациям врача-офтальмолога, в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей. Работа воспитателя ведется по рекомендациям учителя-дефектолога и совместно-разработанному индивидуальному плану развития ребенка.
Коррекционную направленность имеют все занятия и все виды деятельности, проводимые с детьми с нарушениями зрения. Одним из основных коррекционных направлений является развитие зрительного восприятия.
Начинать эту работу следует с того, чтобы для каждого ребёнка с недостатками зрения определить место на занятиях. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз (т. е. при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям. Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка (острота зрения, поле зрения) и зрительной патологии (близорукость, амблиопия и т. д.).
• При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор — красный, огурец — зеленый, репка — желтая и т. д.) . Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыты».
• При работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета.
• Показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится, чаще использовать контур для того или иного объекта и указку.
• В дошкольном учреждении в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребенка, поэтому необходимо ограничивать его непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.
• Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии – горизонтальная, а при сходящемся- вертикальная) и от нозологической формы глазной патологии (при афакии, близорукости, глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная). Именно поэтому воспитатель для зрительной работы отдельных детей должен постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. д.
• У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала.
• Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз. Можно использовать следующие упражнения: «Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев, вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел».
• На фоне общеукрепляющих упражнений следует использовать упражнения, направленные на улучшение кровообращения всех структур и оболочек органа зрения. Например: «Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают веками, закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят влево, вправо, ветер тише, тише, тише (медленно приседают, глаза опускают вниз, деревца все выше, выше. (Встают, глаза поднимают вверх).
• Физкультминутки рекомендуется проводить в игровой форме и с музыкальным сопровождением, с учетом возрастных и зрительных особенностей. Например, для детей 3-4 лет желательно использовать игру: «Мальчик-пальчик, где ты был? – С этим братцем в лес ходил. – С этим братцем воду пил. – С этим братцем щи варил. – С этим братцем кашу ел. – С этим братцем песню пел» (дети рассматривают каждый палец под аккомпанемент веселой детской песенки в грамзаписи).
• При проведении физкультурных занятий воспитатель должен предусматривать ограничение некоторых видов двигательных упражнений: отдельным детям противопоказаны прыжки, наклоны головы и туловища, подъем тяжестей и т. д. При этом более широко используются сохранные анализаторы: например, для слуха – звуковые маячки, для цветовосприятия – как сигнальные знаки – яркие цветные полосы на беговой дорожке, на месте отталкивания (при прыжках) и т. д.
• На занятиях с учетом индивидуально-дифференцированного подхода могут быть выделены подгруппы детей от одного или двух-трех: с противопоказаниями для отдельных движений; с низкой остротой зрения; с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития или в сочетании со сниженным интеллектом.
• Планируя прогулку, воспитатель также должен учитывать зрительные возможности воспитанников : ребенка с низкой остротой зрения нужно поставить в паре с лучше видящим ребенком; при разной остроте зрения обоих глаз ребенка нужно поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза; ребенку со светобоязнью следует одеть светозащитные очки или головной убор с козырьком, с полями, которые будут препятствовать прямому попаданию солнечных лучей в глаза.
• При проведении закаливания, с использованием солнечных ванн, ребенка с альбинизмом нужно поставить под тент, в тень, из-за светобоязни и возможности солнечного ожога кожи. Избирательно следует использовать сауны и бани для детей со зрительными расстройствами.
• В бассейне или на речке детям с близорукостью, с афакией и некоторыми другими заболеваниями глаз нельзя позволять прыгать, нырять, а также плавать на скорость.
Дети с нарушениями зрения и часть детей с отклонениями речи, слуха при нарушении зрения идут учиться в массовые школы: их зрительные возможности позволяют это. Однако в настоящее время каждый третий выпускник школы имеет снижение зрения, начало которому заложено еще в дошкольном или начальном школьном возрасте. В связи с этим воспитателям крайне необходимо овладеть научными знаниями о гигиене, охране, коррекции отклонений органов зрения.
Опыт показывает: воспитатель ДОУ не знает элементарных рекомендаций по охране зрения, в том числе таких: свет должен падать на рабочую поверхность ребенка слева (если ребенок правша). Кому-то этот свет мешает, кому-то его будет не хватать: в первом случае ребенка нужно посадить подальше от света, а во втором случае – необходимо дополнительное освещение рабочей поверхности (настольная лампа) на фоне общей освещенности.
• Дидактический материал и наглядные пособия готовятся для всех детей одинаково, однако они будут восприниматься по-разному и, соответственно, с разным успехом. Для примера разберем следующую ситуацию.
В группе двенадцать детей имеют очки. Представление об этих детях одинаковое: нарушенное зрение. Но у этих детей разный зрительный диагноз: близорукость, дальнозоркость, косоглазие. Каждый из них нуждается в индивидуальном, дифференцированном подходе. Для ребенка с близорукостью не показана работа, связанная с необходимостью различать мелкие детали. Ребенку с косоглазием, наоборот, рекомендуются мелкие мозаики, конструкторы, лабиринты, различение картинок по разным и одинаковым деталям, ребусы и т. п. Ребенок с дальнозоркостью легче будет воспринимать наглядность на доске.
При чтении и письме близорукому ребенку необходима подставка. Для ребенка с косоглазием можно использовать горизонтальную рабочую поверхность или вертикальную: это зависит от вида косоглазия (сходящееся или расходящееся). В процессе занятий изобразительной деятельности дальнозоркий ребенок, ребенок с амблиопией может использовать карандаши, а ребенку с близорукостью показаны фломастеры.
Это основные офтальмологические рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия.
Основная масса воспитателей ДОУ не имеет достаточной квалификационной подготовки для работы с детьми при отклонениях в развитии и нуждаются в повышении профессионального уровня. Это не значит, что педагог-воспитатель должен уметь ставить диагноз. Он должен:
1. Грамотно использовать в учебно-воспитательной работе сведения, которые имеются в медицинских документах ребенка.
2. Знать физиологические и возрастные особенности его развития.
3. Уметь видеть отдельные признаки (симптомы) отклонений зрительного восприятия.
Данные рекомендации позволят педагогам проводить коррекционно-педагогическую работу на достаточно высоком профессиональном уровне.