Марина Логинова
Использование игровых технологий в работе с учащимися, имеющими нарушения развития в рамках внедрения ФГОС ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых технологий в работе с учащимися, имеющими нарушения развития в рамках внедрения ФГОС ОВЗ
Аннотация
В статье раскрывается роль педагогической игровой технологии в работе с детьми, имеющими множественные нарушения развития. Приведены примеры использования разнообразных дидактических игр как наиболее эффективного средства включения детей с особыми образовательными потребностями. Статья адресована специалистам, работающим с учащимися, имеющими множественные нарушения развития: учителям-дефектологам, психологам, воспитателям.
Публикация «Использование игровых технологий в работе с учащимися, имеющими нарушения развития в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ключевые слова: игра, педагогические игровые технологии, коррекционно-развивающая среда, сенсорная сфера.
Содержание:
I. Введение.
II. Педагогические игровые технологии.
III. Использование игровых технологий в работе с учащимися по развитию сенсорной сферы.
IV. Заключение.
V. Используемая литература.
I. Введение.
Сегодня в условиях реализации ФГОС учителям начальных классов, работающим с детьми с ОВЗ, необходимо обратиться к стандарту нового поколения, где чётко обозначены требования к основным результатам - общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ.
И теперь одна из наших задач – создание организационно-педагогических условий, в которых учатся такие дети. Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение начального общего образования, при котором необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий.
Практика показывает, что содержание образовательно-воспитательного процесса становится эффективным средством мотивации деятельности обучающихся в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Но известно, что одной из особенностей обучающихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов.
Достаточно часто наблюдается их застенчивость и нерешительность, незаинтересованность и равнодушие, следовательно, пассивность к учебной и внеучебной деятельности. Поэтому обучение и воспитание детей с ОВЗ необходимо строить таким образом, чтобы у них проявился интерес к знаниям, появилась потребность в глубоком усвоении учебного материала, развивалась инициатива и самостоятельность.
Несомненно, игровая технология – самая актуальная и особенно хорошо «работает» при обучении и воспитании учащихся, имеющих множественные нарушения развития, поскольку игра не только считается одним из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста, но и признана действенным обучающим и воспитательным инструментом, который понятен и интересен детям.
II. Педагогические игровые технологии.
Роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности – умственной, физической, нравственной, эстетической. И именно через игру происходит естественный индивидуальный личностный рост ребенка.
Под термином «педагогические игровые технологии» принято понимать методы и приёмы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. А педагогическая игра характеризуется существенным признаком – чётко поставленной целью обучения, прогнозируемой педагогическим результатом. Важной особенностью является и то, что достигает она своих учебно-познавательных целей незаметно для воспитуемого, то есть ребёнок, действуя не по принуждению, а по внутреннему побуждению, обучается. Ведь игра, как известно, способствует усвоению знаний по желанию самих учащихся. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Практически игровая технология позволяет включить в учебный процесс каждого ученика, который строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои возможности и способности.
Таким образом, педагогическая игра позволяет не только мотивировать обучающихся к учёбе, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до обучающихся трудный материал в доступной форме.
Также следует отметить, что рекомендуется применять эффективные приёмы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии, учитывая возрастные, психические, интеллектуальные особенности каждого ученика.
Уместно использование игровых ситуации; дидактических игр; игровых тренингов, способствующие развитию умения общаться с другими; элементов музыкальной терапии; психогимнастики и релаксации, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребёнка. Игра — это естественная для ребёнка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
III. Использование игровых технологий в работе с учащимися по развитию сенсорной сферы.
Многие учащиеся, имеющие множественные нарушения развития, испытывают трудности в усвоении учебного материала вследствие недостаточного развития сенсорной сферы.
У большинства детей слабо выражен интерес к окружающему, сенсорное восприятие крайне обеднено, моторная активность снижена, координация движений нарушена, отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза, игровая деятельность неразвита. Если не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности.
В каждом возрастном периоде стоят свои задачи развития, и решать их следует путём разработки и использования наиболее эффективных средств и методов воспитания.
Описание дидактических игр, применяемых в работе с учащимися, имеющими множественные нарушения развития.
В своей работе с учащимися, имеющими множественные нарушения развития, я использую разнообразные дидактические игры как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Игры с прищепками.
Игры с прищепками можно использовать для развития у детей творческого воображения, логического мышления, мелкой моторики, закрепления цвета, счёта. Вариантов игр с прищепками много. Можно использовать прищепки одного цвета, разных цветов и оттенков, разных по размеру.
«Наряди ёжика»
Ежик, ежик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
«Узнай овощи»
Урожай мы убирали
И ботву
Всю оборвали
Мы листочки прикрепляем –
Сразу овощи узнаем.
«Сделай лучики солнышку»
Чередуем прищепки жёлтого и оранжевого цвета.
«Соотнесение количества прищепок с цифрой».
Цель: учить соотносить цифру с количеством предметов.
Дидактическое пособие «Кто что ест».
Ребёнку необходимо прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи.
Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые активно задействованы в письме.
Игры с канцелярскими скрепками.
Игры с канцелярскими скрепками напоминают игры с прищепками.
«Забавные тучки»
Надо мною, над тобою,
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
Задание: Присоедини к тучке дождинки.
«Разложи по цвету»
Цель: Упражнять в счёте, развивать умение детей работать по образцу.
«Сделай бусы»
Цель: Закрепить умение детей составлять сериационный ряд из объектов по цветам.
Игры с резинками для волос.
Разноцветные резиночки – хороший материал для конструирования, выкладывания силуэтов и изображений, счёта, различения цвета. С помощью них можно развивать пространственное ориентирование ребёнка.
Игра «Сделай как я».
Учитель нанизывает на пальцы цветные резиночки, а ребёнок повторяет их сочетание и количество. Можно использовать карточки со схемами.
Другой вариант задания: ребёнок сам рисует на схеме расположение резиночек.
Игра «Повтори».
Ребёнку даётся трубочка, на которую необходимо в определённой последовательности нанизывать резиночки. Можно пользоваться образцом, карточкой-схемой, а можно на слух, по заданию педагога (2 красных, 1 жёлтая, 3 зелёных).
Игры с Нумиконом.
Нумикон – это уникальная игра для обучения детей математике, развитию сенсорной сферы и психомоторики. Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка - слух, зрение, осязание, движение и речь.
Игры, направленные на накопление сенсорного опыта детей:
1. Сравнение форм Нумикона по размеру, по количеству отверстий, по цвету. Соотнесение цифры и количества
2. Конструирование и ориентировка на белой доске с помощью схем и без них.
3. Выкладывание узора из штырьков, вставка в отверстия форм.
4. Демонстрация основных свойств натуральных чисел (соседнее число, чётные и нечётные, формирование состава числа.
5. Игра «Волшебный мешочек» (на ощупь определить форму).
Игры с палочками.
Цель: уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счёте, учить выкладывать силуэты фигур, букв, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу, учить решать задачи на построение и преобразование изображений.
Можно использовать счётные палочки, деревянные цветные тонкие палочки, палочки Кьюзенера.
Игра с палочками Кьюзенера (разноцветными пластмассовыми брусочками). Дети узнают секрет: каждая палочка обозначает число. Учатся сравнивать палочки по длине, выкладывать лесенку, изображения.
Игры с геобордом.
Геоборд – необычная развивающая доска со штырьками, к которой прилагаются концелярские резинки. С помощью резинок на доске создаются разные фигуры и рисунки.
Варианты игр с геобордом:
Рисование по схеме.
Рисование по заданию учителя:
- сделать фигуру с пятью углами
- сделать два разных треугольника
- сделать фигуру с тремя сторонами.
Продолжение симметричного рисунка.
«Лабиринты»
Игры со шнурками, нитками.
Ниткогpaфия — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. С её помощью развивается зрительно-моторная координация, формируется точность движения, а также идёт подготовка руки ребенка к письму.
Варианты игр:
Выкладывание геометрических фигур, букв, контурных изображений.
Наматывание на катушки разных размеров.
Шнуровки.
Плетение косички.
Завязывание бантиков, узелков.
Игры с крышечками.
Игры с крышками «Фрутоняня».
«Выложи гусеничку», «Собери по образцу», «Подбери парочки по цвету», «Построй числовую лесенку», «Построй числовую пирамиду». Крышечки могут использоваться в качестве составных элементов конструктора.
А ещё можно тренировать графомоторные навыки, разложить на листе бумаги крышечки и предложить обвести их фломастером так, чтобы получилась извилистая дорожка. При этом нужно стараться не задевать крышечки рукой и фломастером.
Игры с крышками от пластиковых бутылок.
Завинчивание и отвинчивание.
Подбор крышечек по цвету, по размеру.
Конструирование, счёт.
Игры с пуговицами.
Игра «Выложи узор»
Детям предлагается заполнить пробелы в изображениях цветными пуговицами, подобрав их правильно по цвету.
Игра «Цветные дорожки»
Детям раздаются карточки с образцами и пуговицы. Задание: выложить цветные дорожки по образцу.
Игра «Пуговичное ожерелье»
Учитель говорит ребёнку: «Давай сделаем ожерелье для мамы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т. д.»
«Пуговицы рассыпались»
Задание: Разложи пуговицы по форме.
«Найди лишнюю пуговицу»
«Пуговичный массаж»
- перетирание пуговиц между ладонями
- пересыпание их из ладошки в ладошку
- погружение рук глубоко в «пуговичное море» и «плавание» в нем.
IV. Заключение.
Игра занимает большое место в системе всестороннего развития учащихся со множественными нарушениями развития. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Дидактические игры имеют обучающий эффект и в этом их основная ценность. Специально подобранные игры помогают целенаправленно решать задачи всестороннего развития детей, способствуют накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребёнка. Воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности, происходит овладение языком, коррекция психических функций, социальных отношений. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально- положительного отношения к заданию.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
V. Используемая литература:
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010.–239 с.
Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. Метиева Л. А. Удалова Э. Я. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. / Г. К. Селевко. – М. : Просвещение, 1998.