Наталья Шестакова
Использование пальчикового театра в коррекционной работе с детьми ОВЗ 3–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили: Учитель–логопед: Маркова Ольга Владимировна Учитель–дефектолог: Шестакова Наталья Владимировна
"Театр - это волшебный край,
в котором ребенок радуется,
играя, а в игре он познает мир"
С. И. Мерзляковой.
Актуальность
Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным… Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего детства у малыша проявляется отставание в физическом, психическом и речевом развитии, если ребёнок испытывает трудности в усвоении учебного материала и общении с окружающими людьми? Для таких детей в нашем саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)от 3 до 8 лет.. Мы, учитель –логопед и учитель – дефектолог, используем в своей работе многообразие технологий, форм, методов и приёмов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений.
Публикация «Использование пальчикового театра в коррекционной работе с детьми ОВЗ 3–8 лет» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Одним из таких методов является театрализованная деятельность, а в частности, пальчиковый театр, который в образовательном процессе нашей
группы занимает очень важное место.
Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Также
пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций. Пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, пальчиковый театр – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития малыша.
Цель, которую мы преследуем, используя в своей работе с детьми с задержкой психического развития театрализованную деятельность – коррекция речевой и познавательной сфер.
Задачи:
- стимулировать развитие мелкой моторики;
- знакомить детей с такими понятиями как форма, цвет, размер;
- развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
- знакомить с элементарными математическими понятиями;
- Расширение представлений об окружающем мире;
- развивать воображение, память, мышление и внимание;
- развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;
- Закреплять навыки использования прямой и косвенной речи;
- Совершенствовать монологическую и диалогическую форм речи;
- Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе;
- формирует творческие способности и артистические умения;
- Пополнение и активизация словаря (за счет слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков).
Результат: Наблюдается значительное повышение речевой и коммуникативной активности, а также познавательных и мыслительных процессов.
Вывод: Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников являются эффективным средством в коррекционно – развивающем процессе у детей с ЗПР и может быть рекомендована в работе не только с детьми, имеющими отклонения, но и с детьми, не требующими коррекции развития.
ПАСПОРТ - ОПИСАНИЕ
Наименование МБДОУ - МДОУ д/с «Челночок»
Название, вид театра Пальчиковый театр «Теремок» (Пальчиковый театр, игрушки - самодельные).
Автор – изготовитель театра Учитель –логопед: Маркова Ольга Владимировна;
Учитель – дефектолог: Шестакова Наталья Владимировна
Описание технологии изготовления театра-Куклы этого театра изготавливаются из:
1) Театр на резинке «Волк и семеро козлят»: герои сказок вырезанные из старой книги наклеенных на картон и пришитой сзади резинкой.
2) Вязанный театр «Репка», связан из ниток для вязания, а мелкие детали: глаза, нос – бусины. Подставка в виде ладоней – выпилены из дерева и покрыты лаком.
«Теремок» связан из ниток для вязания, герои нарисованы на бумаге и пришиты нитками.
3) Театр «Колобок» вырезан из пенопласта, раскрашен акриловыми красками и покрыт бесцветным лаком.
4) Театр «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и Лиса» - выпилены из дерева, раскрашены акриловыми красками и покрыты бесцветным лаком. (приобретённый).
5) Театр «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» сшит из драпа, мелкие детали приклеены на липкую ленту (для текстиля) вырезанные из тканей разных видов.
Возрастная категория детей, для которой предназначен театр -Театр может использоваться детьми3 -8 лет.
Методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми В индивидуальной работе: фрагменты сказок используются как упражнения: попросить помощи. Можно предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Это способствует тому, что дети учатся словесному перевоплощению, стремятся, чтобы характер, голос персонажа манера поведения легко узнавались всеми, а также для автоматизации звуков, обогащения словарного запаса, развития диалоговой и монологовой речи и т. д.
Театр может использоваться в таких дидактических играх как: «Четвертый лишний», «Кого не стало?», «Кто за кем», «Кто самый большой, «Кто самый маленький?», выстраивание логических цепочек и т. д.
В самостоятельной деятельности: разыгрывают отдельные сценки, диалоги, которые взволновали детей. Это дает детям возможность научиться пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Во время непосредственно – образовательной деятельности:
педагоги включают театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Он вводит отдельные персонажи, которые помогают усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.