Алла Коновалова
Использование мнемотехники в развитии речи
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника – это одни из приемов облегчающих запоминание. Наглядно выражается в форме модели.
Мнемотехника позволяет научить детей составлять описательные рассказы о предметах объектах и явлениях природы, а детям – легче осмысливать и усваивать изучаемый материал, запоминать стихотворный тест. При заучивании стихотворений делаются зарисовки ключевых слов, а затем по этим значкам - символам восстанавливается текст.
Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На занятиях с элементами мнемотехники надо тщательно продумывать, где будут находиться дети в начале, в середине в конце занятия; стоять они будут или сидеть на коврике; куда и как будут двигаться по комнате. Желательно, чтобы только для работы над составлением схемы модели.
Когда темой занятия является составление описательного рассказа, то это задание должно быть основным и занимать основную часть занятия. Схема-модель помогает моделировать характерные и существительные признаки предметов и объекты природы, способствует лучшему запоминанию изучаемого материала, а самое главное она помогает детям выделить в предметах или их отношениях самые существенные признаки, учить фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от описательного рассказа.
Схема - модель «Составление описательного рассказа»
В середине круговой схемы, например, зайчик (или любое другое животное).
1. Знак вопроса, обозначает необходимо назвать признаки этого предмета.
2. Схематичное изображение частей предмета (Ч) необходимо назвать части тела животного.
3. Рука, необходимо назвать действия предмета.
4. Слова «Мама» или «Папа», необходимо рассказать как родители относятся к своим детенышам.
5. Схематичное изображение домика, необходимо назвать где живёт животное.
6. Схематичное изображение тарелки и ложки, необходимо назвать чем питается животное.
7. Схематичное изображение лица ребенка или буква Я, необходимо рассказать о своем отношении к животному.
Этапы работы со схемой ---моделью:
1. Учить детей заменять слова, словосочетания ключевые слова в предложениях значками-символами, запоминать часто повторяющиеся символы. Учить зарисовывать, обозначать предметы и явления не только разными символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда, если дети умеют читать.
2. Учить детей одновременно с воспитателем составлять схему-модель запоминать, в какой последовательности и, что они зарисовали, использовать схему-модель, как план пересказа.
3. Удерживать составленную схему-модель в памяти, пересказывать сюжет, не заглядывая в нее.
4. Самостоятельно, с помощью значков-символов, заполнять схему-модель и использовать ее для дальнейшего пересказа.
5. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Для того чтобы составление схемы модели не превращалось в рисование можно ограничивать детей во времени при зарисовке значков-символов или, с помощью песочных часов, или считая до пяти медленным и тихим голосом (на зарисовку одного символа дается не более пяти секунд). Вначале можно делать зарисовки цветными карандашами для лучшего восприятия информации, а когда материал будет усваиваться детьми быстрее - простым карандашами.