Светлана Мурсалимова
Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование мнемотехники в работе по
развитию речи детей дошкольного возраста»
Мурсалимова Светлана Агзамовна.
Публикация «Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Слайд. Проблемы речи детей дошкольного возраста.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Недостаточный словарный запас.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Слайд. К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. Богиня памяти дала названия предметам и явлениям, а также упорядочила их, привела к системе. Искусство запоминания, называемое мнемотехникой, пришло к нам как раз из тех времён. Греческая богиня памяти оставила наследство, которым, не отдавая себе в этом отчёта, мы пользуемся по сей день.
Слайд. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Цель данной методической разработки : использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Слайд. Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются :
• Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Развитие словарного запаса детей.
• Формирование её грамматического строя.
• Развитие связной речи.
Слайд. Мнемотехника помогает развивать :
• ассоциативное мышление;
• зрительную и слуховую память;
• зрительное и слуховое внимание;
• воображение;
• связную речь и мелкую моторику.
Слайд. Мнемотаблица –это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы –рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд. С какого возраста можно начинать заниматься мнемотехникой?
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка-серая, ёлочка-зелёная. Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,а именно с 4-5 летнего возраста, когда у ребёнка накоплен основной словарный запас. Структура мнемотехники состоит из мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц.
Слайд. Последовательность работы с таблицами :
1 Этап. Рассматривание и разбор того, что на ней изображено.
2 Этап. Осуществляется перекодирование информации т. е преобразование из абстрактных символов- слов в образы.
3 Этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Слайд. Результаты проведённой работы.
Родители заинтересовались этим методом для развития речи детей, поддержали нас и помогли нам в рисовании таблиц.
После проведённой работы мы выявили такие результаты.
У детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Использованная литература :
Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г. ;
№3,10,12 за 2001г. ; №4,12 за 2002г; № 9 за1996 г
Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление».
Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А.
«Составление описательных рассказов по опорным схемам»
Метод. руководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005.
Тихомирова Л. Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.