Елена Зайцева
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста!
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Главной и отличительной чертой современного общества
является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
-Характерные особенности детей с общим недоразвитием речи.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• нарушения лексического и грамматического компонентов речи,
• бедная диалогическая речь,
• Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,
• Построить краткий или развёрнутый ответ,
• трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста.
• Как следствие – неполноценное речевое общение.
-Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
-Использование педагогами мнемотаблиц существенно облегчает процесс обучения детей и развития связной речи, а наличие зрительных схем делает их рассказы более последовательными, четкими, насыщенными деталями.
Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет
Это красивое слово происходит от греческих mneme – «память» и techne – «искусство». Означает оно не что иное, как «искусство памяти
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.
Каждый из нас сталкивался с простейшими мнемоническими приемами в своей жизни.
Мы запоминали (и сейчас пользуемся) цвета радуги, используя знаменитое «Каждый охотник желает знать…». А заучивание падежей через бессмысленное «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Так что примитивное понятие о мнемонике имеется у каждого.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Повторюсь,что одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. –является наглядность.
В качестве второго вспомогательного фактора выделим
создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский.
-Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• наращивания словарного запаса.
• обучения составлению различных рассказов.
• пересказов художественных произведений.
• отгадывания и загадывания головоломок и загадок.
• заучивания стихотворений.
• улучшения разговорных навыков.
• Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью
Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт
Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление
Мнемотехника также помогает развивать:
• ассоциативное мышление;
• зрительную и слуховую память;
• зрительное и слуховое внимание;
• воображение;
• связную речь;
• мелкую моторику рук.
Мнемотаблица
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Работа строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов- понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
потом переходим к мнемодорожкам- это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения, и позже к мнемотаблицам- самая сложная структура – Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.
Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.
Принцип работы с мнемотаблицей
• Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов
• Преобразование символов в образы.
• Пересказ при помощи символов.
Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т. е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы (алгоритмы) одевания,умывания,и т. д.
Составление описательного рассказа,это наиболее трудный вид в монологической речи.
Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Пересказ:
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
В мнемотаблице можно изображать практически всё и применять в разных видах обучения.
• Пересказ сказок
• Отгадывание загадок
• Образование родственных слов
• Обогащение речи второстепенными членами предложения
• Характеристика звуков.
• Составление предложений с использованием предлогов.
• Заучивание стихов.
• Автоматизация звуков и многое другое.
Вывод:
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.