наталья тарлыкова
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» и использования технологии «мнемотехника»
Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Музыкальное развитие"
Публикация «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения припоминания информации.
слайд №1
Все мы слышали поговорку «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», но особо не задумывались к чему или к кому она относится. А ведь это есть расшифровка тех семи цветов радуги состоящий из начальных букв цвета_-это и есть мнемофраза
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
слайд № 2 Проблемы речи детей дошкольного возраста
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
слайд №3 Задачи
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
слайд №4 Структура мнемотехники
Для начала детей знакомят с мнемоквадратом
Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета,
действия или другого символа
Мнемодорожка это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Глядя на эти схемы, рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию
Мнемотаблица- это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
слайд №5 Этапы работы с мнемотаблицами
Работу по этой методике я разделила на несколько этапов по принципу «от простого к сложному».
На первом этапе я знакомлю детей с символами. Мы учимся «находить слова, спрятавшиеся в картинках», а также образовывать новые слова.
На втором этапе дети учатся «читать» готовые предложения. Сначала предложения даются простые, из 2-х - 3-х слов, затем количество слов увеличивается, добавляются предлоги.
Следующий этап – составление предложений из карточек-символов.
На четвертом этапе дети учатся составлять рассказы из готовых предложений. В начале этапа составление рассказа дается по картинке.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме (сказки, стихотворения) опорой на символы (образы) т. е. происходит обработка метода запоминания.
4 этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5 этап: Каждая таблица может воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Кто (что) спрятался в таблице?», «Про кого это произведение?».
слайд №6 Графическая зарисовка
Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветовое изображение. Старшие черно- белое ( например: осень - жёлтая или оранжевая буква «О», зима - синяя или голубая буква «З», весна – зелёная буква «В», лето – красная буква «Л»).
Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей :
Для младших дошкольников от 4 до 9 клеток
Для старших дошкольников 9-16 клеток
Изображение должно быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый возраст образ предмета (который оговорён с детьми)
слайд №7 П рименение мнемотехники
Приём наглядного моделирования может быть
использован в разных видах речевой деятельности:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ;
заучивание стихов, потешек, загадок, пословиц, чистоговорок.
слайд №8 Примеры мнемотехники для обогащения словарного запаса
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребёнку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы
Детям такая форма работы нравится. Они спокойны и уверенны, так как
всегда справляются с трудным заданием.
Надо помочь детям: превратить трудное, неинтересное занятие в игру. Используя приемы мнемотехники, можно научить детей составлять небольшие рассказы. с помощью мнемотехники можно пути решения проблем.