Ирина Захарова
Использование художественной литературы в работе по развитию речи детей с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в воспитании и развитии детей перед педагогами очень остро стоит проблема речевого развития детей. В исследованиях психологов (Л. С. Выготского, Рубинштейна, Ж Пиаже) утверждается, что речь есть материализация мысли. Р. Немов, определяя главную функцию речи, называет ее инстументом мышления. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление, воображение, творческие способности. Я работаю в логопедическом детском саду и стараюсь максимально эффективно выстраивать работу по развитию речи детей. Опираясь на результаты мониторинга, проведенного в начале учебного года, я решила усилить работу по образовательной области «Чтение художественной литературы». Мной было проведено анкетирование, результаты которого показали, что большинство (76%) читают детям сказки не чаще одного раза в неделю, некоторые (15%) включают радио-сказки, и только несколько человек (9%) читают детям практически каждый день. Подобную ситуацию они объясняют нехваткой времени. Взрослые не осознают значимости общения с ребенком: домашнего чтения, бесед. Им, зачастую, «некогда» поговорить с ребенком, просто обратить на него внимание. В связи с вышесказанным, я постаралась выстроить свою работу комплексно : это и взаимодействие с родителями, и организованная образовательная деятельность, и развитие творческой активность детей, и сближение детей и родителей.
Публикация «Использование художественной литературы в работе по развитию речи детей с ОНР,» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Я решила обратиться к произведениям русского народного творчества, сказкам С. Я. Маршака, К. И. Чуковского. т. к. они развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша. Главная цель моей работы положить начало увлечению детей книгой, создание основы для зарождения читателя в дошкольнике.
Задачи:
1. Познакомить и привлечь родителей к активной работе по развитию речи детей.
2. Расширять представление детей о книге.
3. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь, память.
4. Воспитывать эмоционально-нравственные качества: эмоциональный отклик на сюжеты сказок, чувство сопереживания героям.
Для реализации поставленных задач мною запланирована следующая работа с детьми :
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Упражнение на перевоплощение.
3. Рассказывание сказки.
4. Показ сказки с помощью кукол би-ба-бо.
5. Разучивание стихов, народных песенок.
В рамках недели детской книги был проведен внутригрупповой краткосрочный проект «Наш Корней Чуковский». Участниками проекта явились дети, родители, педагоги.
Цель: обеспечение творческого взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении детей к книге.
Задачи:
- Развивать творческий потенциал семьи, эмоциональную заинтересованность в повышении качества педагогического процесса.
- Воспитывать у ребенка эмоционально-ценностное отношение к художественной литературе.
-Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
-Пополнить предметно- развивающую среду группы продуктами художественно-речевой деятельности детей в сотворчестве с родителями.
Итогом проекта было развлечение для детей и родителей «Проводим Айболита в Африку. К концу учебного года были достигнуты следующие результаты:
- Родители активно включились в образовательный процесс;
- Совместными усилиями была пополнена развивающая среда группы;
- Значительно возрос интерес детей к чтению.
Таким образом, проделанная работа позволила достичь значительных улучшений в развитии детей 4 -5 лет, т. к. учитывались возрастные особенности, осуществлялась интеграция образовательных областей, деятельность носила комплексный характер.