Нина Мягкова
Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Память является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. Полноценное развитие мышления, восприятия, воображения, речи было бы невозможно при отсутствии процессов узнавания, сохранении и воспроизведения информации. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. В период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка. Задача взрослого - педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.
Публикация «Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок дошкольного возраста в основном запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей увиденного, услышанного или тактильно ощутимого, а также знаний о предметах и понятиях происходит без специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством взрослых не научится управлять собственной памятью.
Одним из способов управления и развития памяти является МНЕМОТЕХНИКА.
Эта развивающая технология получила своё название от древнегреческой богини Мнемозины, которую считали покровительницей памяти и интеллекта.
Мнемоте хника— совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей) : замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.
Методы мнемотехники можно вести либо в виде самостоятельного занятия, либо включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей.
Наиболее доступным и широко применяемым педагогами дошкольных образовательных учреждений является метод «крокирования» - использование мнемотаблиц, коллажей, чертежей, схем, набросков, зарисовок.
Метод «крокирования» - метод символизации или метод рисуночного письма. Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали. При работе по методу крокирования одновременно включаются сразу несколько сложных мыслительных процессов.
Мнемоквадраты и мнемодорожки при запоминании можно использовать начиная со средней группы. При работе с мнемоквадратами внимание детей акцентируется на основных свойствах и признаках рассматриваемого объекта.
В дальнейшем дошкольников учат самостоятельно выделять эти свойства. Важно учитывать, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствует герою: лиса рыжая, ягода красная.
Позже усложняем задание, изображая персонажа в графическом виде: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.
В средней группе детям предоставляются готовые квадраты, в старшей – с детьми разбирают особенности предмета и педагог рисует квадрат. В подготовительной группе дети рисуют мнемоквадраты сами. На первых занятиях детям подготовительной группы предлагается схематически зарисовать 3-5 слов. Слова обязательно должны быть знакомы детям, иметь конкретное значение. Необходимо уточнить, что не нужно прорисовывать детали, можно зарисовать часть предмета и запомнить, что именно нарисовал. При затруднениях показываются варианты изображения слов.
Про зайца
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой, —
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
(Николай Рубцов)
Благодаря использованию мнемотехники, у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень;значительно увеличился объем запоминаемых слов и картинок; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.