Тихоновская Оксана
Использование мнемотехники в логопедической практике. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и при дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все ранее соединённые образы. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (символ, текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст, стих, чистоговорку. На начальном этапе предлагаем готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (Воробьева В. К., предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т. А., блоками-квадратами (Глухов В. П., коллажем (Большева Т. В., схемой составления рассказа (Ефименкова Л. Н.).
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа, строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Используется изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.
Для ОНР характерно более позднее начало речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь детей с ОНР малопонятна.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность.
Применение мнемоники очень широко:
Пересказ, составление рассказов;
Заучивание стихов и чистоговорок при автоматизации звуков;
Активизация глаголов, прилагательных, распространение предложений;
Введение, закрепление, дифференциация предлогов.
Исследование мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно не только воспроизвести знакомую сказку, но и придумать новую.
Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Поэтому дети рисуют сами мнемодорожки, мнемокнижки в процессе занятия, дома, с мамой, создаем творческие книжки. Вместе придумываем образы и символы. Это значительно повышает продуктивность запоминания.
Умение составлять модели позволит детям в будущем составлять план успешного ответа, писать изложения, сочинения.
Владимир Козаренко пишет, что говоря о мнемотехнике, речь идет о системе приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. По сути это опосредованное запоминание.
Слайд тактильные мнемокнижки
Мы в своей работе несколько расширили поле для восприятия, подключив тактильные образы и непосредственную деятельность. Разнообразить работу можно используя тактильные мненокнижки. Мы собираем либо «странички», либо составляем «книжку», в зависимости от материала по принципу фланелеграфа. У нас есть страничка, различные объекты, объединенные общей тематикой, и фантазия.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения, развивает основные психические процессы, а также развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Здесь стоит сказать, что жест это тоже в своем роде кинетический мнемообраз. Мы используем жест и символьное его обозначение в работе с тяжелыми нарушениями речи, когда нарушены произношение и дифференциация даже звуков раннего онтогенеза, имея дело с интеллектуальной недостаточностью и нарушением слуха.
Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, мы облегчаем запоминание и увеличиваем объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.