Анжелика Алесенкова
Использование мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,
развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс
запоминания информации. Большое место занимает использование
мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей с
самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий
Публикация «Использование мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах
часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки
столов, уход за комнатными растениями т. п.
Особенно актуально развивать наглядно образное мышление у детей с
речевыми нарушениями, используя символы, схемы, которые лежат в основе
образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и
увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. На
сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и
описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В
речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое
воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически
правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией,
необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным,
занимательным, развивающим.
Известно, речь- это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания. Правильная речь-одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем лучше развита речь у ребёнка, тем шире его возможности познания окружающего мира. Пересказ- испытанное средство развития связной речи.
Данная система занятий включает в себя упражнения на подбор слов, составление предложений и рассказа по картине с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Занимательный, яркий, нестандартный сюжет картин не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, искать причинно-следственные связи, делать выводы.
Актуальность программы обусловлена тем, что образовательная деятельность должна послужить толчком для включения ребёнка в активную мыслительную деятельность, вызвать яркую эмоциональную реакцию, побудить к размышлению, стимулировать фантазию, способствовать заинтересованному общению ребёнка со взрослым.
Цель - развитие речевых умений и навыков у детей.
Задачи:
1. Развивать связную речь. 2. Уточнять и расширять словарный запас. 3. Совершенствовать сопутствующие наблюдению психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение, мышление). 4. Формировать практические навыки словообразования, умение употреблять простые и распространённые предложения и некоторые виды сложных синтетических структур. 5. Воспитывать интерес к художественному слову.
Принципы работы с детьми по развитию речи : 1. Научность. 2. Учёт психических и возрастных особенностей детей. 3. Доступность, конкретность используемого материала. 4. Концентричность.
Методы и приё мы работы: 1. Рассматривание картины. 2. Познавательные беседы, вопросы и ответы. 3. Составление предложений по опорным схемам. 4. Заучивание стихотворений, скороговорок. 5. Слушание и пересказывание рассказа. 6. Составление рассказа по вопросам. 7. Физминутки.
Ожидаемый результат: -дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач; -умеют составлять описательный рассказ по картине; -используют полученные речевые навыки и умения в самостоятельной деятельности.
Содержание программы. Программа составлена с учё том реализации различных образовательных областей:
- «Речевое развитие» /у детей развивается грамматически правильная диалогическая и монологическая речь/. - «Познание» /дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями/. - «Художественно-эстетическое развитие» /дети знакомятся с художественной литературой/. Программа рассчитана детей 5-6 лет /старший дошкольный возраст/. 2 раза в неделю. (8 занятий в месяц)
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:
1 Приветствие.
При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их
мотивация, интересы, соотнесенность образовательной, познавательной
деятельности.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 30 минут. При проведении
занятий педагогом используются здоровьесберегающие технологии, такие
как:
1 Дыхательная гимнастика.
2 Артикуляционная гимнастика
3 Положительные эмоции (ободрение, похвала).
4 Подвижные игры.
5 Физкультминутки.
Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать,
используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как
связная речь является важным показателем умственных способностей
ребенка и готовности его к школьному обучению.
Тематическое планирование
Октябрь
1 неделя
1. «Осень золотая»- приложение № 1
2. «Поспевает брусника» - приложение № 2
2 неделя
1. «Подарки осени» - приложение № 3
2. «Осенние листья» - приложение №4
3 неделя
1. «Осень» Токмакова И. П - приложение №5
2. составление рассказа «Осень» - приложение № 6
4 неделя
1. «Скучная картина»- приложение №7
2. составление рассказа «Осень»- приложение №8
Ноябрь
1 неделя
1. «Листопад» Н. Минский- приложение № 9
2. Составление рассказа «Осень» -приложение № 10
2 неделя
1. «Лисичка со скалочкой»- приложение № 11
2. «У страза глаза велики»- приложение № 12
3 неделя
1. «Осень наступила». А. Плещеев - приложение №13
2. Составление рассказа «Осень»- приложение № 14
4 неделя
1. «Гуси лебеди»- приложение № 15
2. «Березка» - приложение № 16
Декабрь
1 неделя
1. «Декабрь» С. Я Маршак- приложение № 17
2. «Снеговик» В. Егоров- приложение № 18
2 неделя
1. «Зима» составление рассказа- приложение № 19
2. «Мишка лежебока» В. Берестова. - приложение № 20
3 неделя
1. «Зима» И. Суриков - приложение № 21
2. «Под снежным покрывалом» приложение № 22
4 неделя
1. «Зимушка-зима»- приложение № 23
2. «мама, глянь-ка из окошка»- приложение № 24
Январь
3 неделя
1. «Снегири» Прокофьев А. - приложение № 25
2. «Зимние Развлечения»- приложение №26
4 неделя
1. «Красная шапочка»- приложение №27
2. «Дикие животные зимой» - приложение №28
Февраль.
1 неделя
1. «Улицей гуляет» -приложение №29
2. «Зимовье Зверей»- приложение № 30
2 неделя
1. «По щучьему велению»- приложение №31
2. «Крошечка-Хаврошечка»- приложение №32
3 неделя
1. «Наша армия»- приложение №33
2. «Армия любимая» - приложение №34
4 неделя
1. «Вершки и корешки»- приложение №35
2. «Петушок и жерновцы» - приложение №36
Март
1 неделя
1. «Весна –Красна» - приложение №37
2. Составление рассказа на тему «весна» - приложение №38
2 неделя
1. «Зима недаром злится» - приложение №39
2. «Подарок маме» - приложение №40
3 неделя
1. «Сосулька» - приложение №41
2. «Недавно он был» - приложение №42
4 неделя
1. «По опушке шла весна» - приложение №43
2. алгоритм «Весна» - приложение №44
Апрель
1 неделя
1. «Апрель, апрель» С. Маршак - приложение №45
2. «На дворе звенит капель»- приложение №46
2 неделя
1. «Выглянуло солнышко» - приложение №47
2. «Космонавт»– приложение№48
3 неделя
1. Весна. Признаки весны – приложение№49
2. «Этот странный дом без окон» - приложение №50
4 неделя
1. «Палочка выручалочка» Сутеев. – приложение №51
2. «Кот, лиса, петух» - приложение №52
.
Май
1 неделя
1. «У лукоморья дуб зеленый» - приложение №53
2. «Игрушки» - приложение №54
2 неделя
1. «Два жадных медвежонка» - приложение №55
2. «Три поросенка» Сергей Михалков - приложение№56
3 неделя
1. «Компот» Н. Нищева - приложение №57
2. «Песенка шмеля» - приложение №58
4 неделя
1. «овощи» - приложение №59
2. алгоритм «Лето» - приложение №60