Ольга Кубрина
Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Публикация «Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают предметы, явления, факты, события, близкие их жизненному опыту. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же - техника запоминания.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
2. Формирование навыков перекодирования абстрактных символов в образы.
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазии.
5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Пересказ рассказа.
1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.
2. Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).
3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.
4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.
5. Коллективный пересказ.
6. Самостоятельный пересказ текста.
7. Анализ самостоятельных пересказов детей.
Этапы работы над стихотворением.
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение о том, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых – помочь детям уяснить основную мысль.
4. Выявление и объяснение значения непонятных детям слов (в доступной для детей форме).
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения (дети повторяют с опорой на мнемотаблицу).
6. Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
7. Зарисовывание детьми мнемотаблицы (по памяти).
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов.
1. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире.
2. Проявляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
3. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.
4. Словарный запас выходит на более высокий уровень.
5. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.