Папки-передвижки

Использование моделирования в речевом развитии детей подготовительной группы

Люция Соболева
Использование моделирования в речевом развитии детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей – одна из главных задач подготовки к школе. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психическом обследовании готовности ребенка к школе, а поэтому является наиболее актуальной задачей современных детей. Моделирование пооляет развивать много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активность ребенка. Одно из важных средств речевого развития является наглядное моделирование.

Публикация «Использование моделирования в речевом развитии детей подготовительной группы» размещена в разделах

Поэтому наша цель:

• Научить детей седьмого года жизни пользоваться моделями и схемами при составлении рассказов.

При обучении детей составлению рассказов мы решаем следующие задачи:

Развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов.

• Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета.

• Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления рассказов.

Для работы с детьми проводилось несколько этапов:

Подготовительный этап.

• Организационный этап.

• Аналитический этап.

Подготовительный этап.

Цель: Создание условий для речевого развития детей по формированию составления описательных рассказов.

Подготовительный этап включая следующие мероприятия:

1. Изучение психолого-педагогической литературы.

Изучая педагогическую литературу, мы выяснили, что результаты исследований развития дошкольного образования РАО под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, позволили разработать теорию усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду. Основной принцип разработанной системы-взаимосвязи задач, охватывающих разные стороны речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, её связанности при построении развернутого высказывания) на каждом возрастном этапе. Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий – речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности. Связность речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.

2. В нашей группе 22 ребенка. Перед проведением педагогической диагностики в начале учебного года и при построении образовательной работы с детьми мы изучаем индивидуальные особенности детей, состояние здоровья. После проведения обследования врачом – особенности и группы здоровья были отмечены в «Листке здоровья». Проанализировав эти данные мы выявили:

- 6 детей с I группой здоровья

- 16 детей со II группой здоровья.

Для того, чтобы процесс развития речи сделать объективным, развивающим, необходимо диагностировать уровень речевого развития. В этом случае процесс образования в детском саду будет эффективным и способствующим развитию речи и речевой активности детей.

Реализуя комплексную программу «Детство», мы в своей работе по речевому развитию детей в начала и в конце учебного года проводим диагностику. Особое внимание уделялось: содержательности рассказов, инициативности в общении, самостоятельности при выполнении речевого задания.

3. Необходимым условием для речевого развития детей по формированию составления описательных рассказов, является правильный подбор игрового оборудования и дидактического материала и его развивающая ценность. Мы учитываем следующие ценности:

- дидактическая ценность игрушки (размер, цвет, форма);

- эстетическая направленность (внешний вид);

- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.

В группе имеются материалы и оборудование для постоянного осуществления самостоятельной игровой деятельности, игры связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знаком. «Найди клад по схеме», «Найди путь к домику». Игры на узнавание предметов по описанию. «Когда это бывает?» - схематическое изображение, а так же игры с экспериментированием с разными предметами, театрализованные игры, где дети продолжают развивать умение разыгрывать сценки по знакомым произведениям. Дети проявляют стремление к постоянному общению с книгой – для этого у нас имеется книжный уголок.

4. В начале учебного года мы познакомили родителей с особенностями возраста детей, задачами, которые будут решаться в течении года. В целях предупреждения негативного отношения родителей к педагогической диагностики, мы провели индивидуальные беседы о необходимости проведения и её целях. Родители заинтересованно отнеслись к проведению, высказали пожелание ознакомиться с ее результатами. Таким образом, мы создали условия для речевого развития детей по формированию описательных рассказов, загадок.

Организационный этап.

Цель: Организовать и провести систему работ по речевому развитию детей – составление описательных рассказов по моделям и схемам.

Организационный этап включает следующие мероприятия:

1. Решение поставленных задач невозможно без обогащения предметно-развивающей среды в группе. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляются во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Это пять областей:

• Физическое развитие – сделали вместе с родителями нетрадиционное физкультурное оборудование. Проводилось анкетирование родителей: «Какое нетрадиционное оборудование есть у Вас дома и что это такое?» Делились опытом – это отражалось в папке – передвижке: «Опыт родителей». Зимой сделали горку и снежные постройки для физического развития детей.

• Социально-личностное развитиесовместно с родителями дети составляли схему: «Родословное дерево», сделали дидактическую игру «Водители», приобрели мелкие машинки, вместе с детьми сделали атрибуты для дорожного движения.

• Художественно-эстетическое развитие – приобрели дидактические игры «Составь узор», «Хохлома», «Вологодское кружево» и другие.

• Познавательное развитие – приобрели новые дидактические игры, лото «Кто, где живет», демонстрационный материал, схемы, мнемотаблицы.

Речевое развитие – внесли новые дидактические игры «Расскажи про свой город» (на ориентировку в городском пространстве, лото «Нижний Новгород» (на развитие логического мышления, слуховой и зрительной памяти). Внесли в уголок схемы по методике Т. А. Ткаченко, сделали альбом «Схемы загадок», обогатили книжный уголок новыми детскими книгами.

2. Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней – это важной задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению, пересказыванию, составлению рассказов.

3. Во время беседы с детьми задаем вопросы, чтобы выяснить, как они поняли содержание текста. Эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей, готовит их к реальной жизни, помогает видеть драматическое и комическое в жизни.

4. Литературный опыт используется в их творческой деятельности. Они стремятся сохранить в творческих пересказах постоянные характеристики героев: «Лисичка-сестричка», «Добрый молодец» и другие. Придают своему рассказу комическую или драматическую окраску.

5. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театральных, хоровых, в играх с готовым содержанием и правилами, в играх-экспериментировании. В свободном пользовании детей у нас есть разнообразные игры с готовым содержанием, развивающие игры.

6. При рассматривании иллюстраций, картин продолжаем развивать последовательно, целенаправленно художественное восприятие, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного.

7. Развивает интерес детей в художественной литературе разных жанров. Формируем умение детей выразительно читать стихи.

8. Для развития речевого аппарата делаем гимнастику языка.

9. Так же проводим индивидуальную работу с детьми утром и вечером.

10. Речь детей мы развиваем на всех занятиях в детском саду. Речевое развитие – это и развитие связной речи, звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте. Например: на занятиях по социальному развитию – углубляются представления о семье, составляют схему «Родословное дерево». По природному миру наблюдают, анализируют, сравнивают, выделяют характерные признаки, используя мнемотаблицы, сами составляют схемы. По речевому развитию – на первом этапе мы использовали предметную модель (игрушки, набор картинок). На втором этапе использовали предметно-схематическую модель. На третьем этапе обучения детей рассказыванию используем картинно-графические модели (или схемы). Они передают условно-обобщенные признаки объектов и природных явлений. Схема вводится после того, как дети познакомились с объектом или явлением, у них имеются конкретные представления.

11. Таким образом, проведя всю систему по речевому развитию, мы выяснили, что речь детей одного возраста существенно отличается по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям. Такой прогноз нашей работы с детьми получился на данном этапе.

Аналитический этап

Цель: Проанализировать результаты по речевому развитию детей по разделу «Развитие связной речи». И так, по результатам педагогической диагностики по разделу «развитие связной речи», мы увидели, что из 22 детей :

• высокий уровень у 2 детей – 9%;

• средний уровень у 18 детей – 81%;

• низкий уровень у 2 детей – 9%.

1. Таким образом, по проделанной диагностике, мы увидели преобладающие проблемы и успехи у детей. Наибольшее затруднение у детей вызвало задание : описательные рассказы, рассказы по картине и из личного опыта. Поэтому мы особое внимание уделяли планированию и решению данных задач. Проведенная диагностика помогает реализовать и индивидуальный подход к детям по речевому развитию.

2. При работе с детьми по речевому развитию были использованы такие методы и приемы, как:

- словесные: беседы, художественное слово, вопросы, поощрения, гимнастика языка, чтение книг, объяснения, загадки, рассказ: по плану-схеме, по опорным вопросам, оценка результатов.

- игровые: сюрпризный момент, игры.

- наглядные: показ модели, мнемотаблицы, графические схемы, альбом схем загадок.

Наглядность – один из основных приемов повышения речевой активности детей, облегчающий процесс становления связной речи.

Формы работы с детьми были разные по составлению схемы:

- фронтальные: составление схемы всеми детьми;

- подгруппами : воспитатель составляет схему, а подгруппа детей составляет по ней разнообразные предложения;

- индивидуальные: воспитатель составляет предложения, а ребенок делает схему или ребенок произносит предложения, а другой составляет схему.

3. Виды моделирования

• Предметное моделирование – детские рисунки сюжетных фрагментов героем, иллюстрации рассказов, сказов, игрушки.

• Предметно-схематическое моделирование – структура текста – круг, разбитый на сектора: (начало, середина, конец); схемы предлогов: нас, в, к.

• Графическое моделирование – структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и др. ;

Схемы к рассказам, стихотворениям, детские схемы.

Взаимодействие с родителями

Формы: наглядные, словесные, практические, культурно-досуговые

- Собрание: «Что должен знать и уметь ребенок с 6 – 7 лет».

- Беседы: «Ознакомление родителей с результатами проведенной диагностики» - в целях предупреждения негативного отношения родителей к диагностике.

- Консультации: «Использование схем в составлении описательных рассказов» - Т. А. Ткаченко, в папке-передвижке «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др.

- Анкетирование

Фото-стенд: «Наша речь"

св

Публикации по теме:

Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет Цели: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего №15 Светлячок» Бугульминского муниципального.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование опорных наглядных средств в речевом развитии детей дошкольного возраста Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически.

Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии на занятиях по математике детей второй младшей группыИспользование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии на занятиях по математике детей второй младшей группы Одна из важнейших задач воспитания ребёнка и подготовки его к школе – это познавательное, речевое развитие, развитие его ума, формирование.

Мастер-класс для педагогов «Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников». Часть первая часть 2 Мастер-класс «Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников» Цель: Создать условия для формирования знаний.

Мастер-класс для педагогов «Использование сказок в познавательно-речевом развитии». Часть вторая. Практика часть 1 Мастер-класс «Использование сказок в познавательно-речевом развитие» Практическая часть Слайд 1 - Уважаемые коллеги, я предлагаю.

Начальный этап обучения связной речи детей с отклонениями от нормы в речевом развитии. Развитие речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. Связная речь является существенным показателем умственного развития.

Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Содержание. Ведение 3 ГлаваI. Обзор методик и научно методической литературы по применению пальчиковых игр для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование моделирования в речевом развитии детей подготовительной группы
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 14:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование моделирования в речевом развитии детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Люция Соболева (УИ 385684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД