МААМ-картинки

Использование мнемокарт в образовательном процессе детского сада

Яна Штрайб
Использование мнемокарт в образовательном процессе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

В системе дошкольного образования использование мнемотехники в детском саду рассматривается В. К. Воробьевой аспекте использования сенсорно-графических схем, Т. А. Ткаченко полагает, что в рамках мнемотехники необходимо реализовывать предметно-схематические модели, В. П. Глухов – блоки-квадраты, Т. В. Большева – коллажи, Л. Н. Ефименкова – схемы составления рассказа.

Публикация «Использование мнемокарт в образовательном процессе детского сада» размещена в разделах

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих запоминание, хранение и производство информации, познание окружающего мира, эффективное запоминание исторических структур и развития речи.

Сущность мнемотехники как технологии обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Сущность использования мнемотехники заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специализированных схем, моделей, воссоздающих скрытые свойства и связи предметов в наглядной и доступной для них формой (мнемосхем).

Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Данная технология имеет теоретическую основу, в основе которой лежит представление о сложном характере и функции памяти, основанной на множестве интегральных элементов коры головного мозга, и поэтому повторение историй открывает хорошие возможности для успешного заучивания стихотворений, пересказа прослушанного или прочитанного текста.

Мнемотехника помогает развивать у детей дошкольного возраста:

– зрительную и слуховую память;

– зрительное и слуховое внимание;

– восприятие;

– развивает кругозор;

– развивает все стороны речи.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Потенциал мнемотехники можно использовать в процессе развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Например, в ходе описания предмета (иллюстраций, пересказа литературных произведений, сочинение творческих рассказов, загадывании и отгадывании загадок, заучивание стихотворений и т. д. – все это помогает активизировать активный словарь, пополнить пассивный словарь ребенка, что в дальнейшим помогут ребенка с легкостью выстроить свой монолог. Поскольку, мнемокарты дают возможность сохранения полученной информации в памяти, развивают у детей образное мышление, творческие способности, зрительную память.

В речевом развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты. Основными элементами мнемотехники являются мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемосхемы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

1) развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

2) перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

3) развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для :

– обогащения словарного запаса;

– при обучении составлению рассказов;

– при пересказах художественной литературы;

– при отгадывании и загадывании загадок;

– при заучивании стихов.

В настоящее время все более популярной становится практика использование мнемокарт, которые используются для творческого развития мышление и связного высказывания. В работе с мнемокартами приходится использовать не только рисунки, но и символы. Этот процесс облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы близки к содержанию речи.

Начиная работу по использованию мнемотехники в образовательном процессе детского сад, педагог ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов : памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

С помощью мнемотаблиц, схем-моделей удается достичь следующих результатов:

– у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

– появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

– появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

– словарный запас выходит на более высокий уровень;

– дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мы приходим к выводу, что овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения детей дошкольного возраста. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ»Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ» Цель: формирование практических навыков применения документ камеры в образовательном процессе. Задачи: 1. познакомить с основными возможностями.

Использование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУИспользование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУ Головоломка Танграм успешно используется в работе с детьми, интерес к ней то угасает, то вновь возрастает. Хочу поделиться своим опытом,.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемокарт в образовательном процессе детского сада
Опубликовано: 31 октября 2022 в 22:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемокарт в образовательном процессе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Яна Штрайб (УИ 853684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД