Яна Штрайб
Использование мнемокарт в образовательном процессе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
В системе дошкольного образования использование мнемотехники в детском саду рассматривается В. К. Воробьевой аспекте использования сенсорно-графических схем, Т. А. Ткаченко полагает, что в рамках мнемотехники необходимо реализовывать предметно-схематические модели, В. П. Глухов – блоки-квадраты, Т. В. Большева – коллажи, Л. Н. Ефименкова – схемы составления рассказа.
Публикация «Использование мнемокарт в образовательном процессе детского сада» размещена в разделах
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих запоминание, хранение и производство информации, познание окружающего мира, эффективное запоминание исторических структур и развития речи.
Сущность мнемотехники как технологии обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Сущность использования мнемотехники заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специализированных схем, моделей, воссоздающих скрытые свойства и связи предметов в наглядной и доступной для них формой (мнемосхем).
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Данная технология имеет теоретическую основу, в основе которой лежит представление о сложном характере и функции памяти, основанной на множестве интегральных элементов коры головного мозга, и поэтому повторение историй открывает хорошие возможности для успешного заучивания стихотворений, пересказа прослушанного или прочитанного текста.
Мнемотехника помогает развивать у детей дошкольного возраста:
– зрительную и слуховую память;
– зрительное и слуховое внимание;
– восприятие;
– развивает кругозор;
– развивает все стороны речи.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Потенциал мнемотехники можно использовать в процессе развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Например, в ходе описания предмета (иллюстраций, пересказа литературных произведений, сочинение творческих рассказов, загадывании и отгадывании загадок, заучивание стихотворений и т. д. – все это помогает активизировать активный словарь, пополнить пассивный словарь ребенка, что в дальнейшим помогут ребенка с легкостью выстроить свой монолог. Поскольку, мнемокарты дают возможность сохранения полученной информации в памяти, развивают у детей образное мышление, творческие способности, зрительную память.
В речевом развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты. Основными элементами мнемотехники являются мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемосхемы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
1) развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
2) перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
3) развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для :
– обогащения словарного запаса;
– при обучении составлению рассказов;
– при пересказах художественной литературы;
– при отгадывании и загадывании загадок;
– при заучивании стихов.
В настоящее время все более популярной становится практика использование мнемокарт, которые используются для творческого развития мышление и связного высказывания. В работе с мнемокартами приходится использовать не только рисунки, но и символы. Этот процесс облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы близки к содержанию речи.
Начиная работу по использованию мнемотехники в образовательном процессе детского сад, педагог ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов : памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
С помощью мнемотаблиц, схем-моделей удается достичь следующих результатов:
– у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
– появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
– появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
– словарный запас выходит на более высокий уровень;
– дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Мы приходим к выводу, что овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения детей дошкольного возраста. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.