Анна Шульга
Консультация для педагогов «Организация двигательной активности детей на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
План консультации
1. Виды двигательной деятельности, применяемые в ДОУ.
2. Дополнительные мероприятия двигательного характера:
3 Роль воспитателя по в физкультурно-оздоровительной работе.
Цель: «Внедрение дополнительных мероприятий двигательного характера в организации прогулки».
1. Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, можно определить приоритеты в режиме дня.
I место в двигательном режиме детей занимают:
- учебные занятия по физической культуре.
Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).
При наличии бассейна необходимо проводить:
- занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю.
II место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
- физ. минутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.
2. С целью оптимизации двигательной активности и закачивания детей необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий:
- оздоровительный бег на воздух;
- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
- гимнастика после дневного сна;
- двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;
- прогулки, походы в лес;
- корригирующая гимнастика в сочетании с сухим массажем;
- сауна с сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.
III место отводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающий по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Немаловажное значение отводится активному отдыху:
- недели здоровья;
- физкультурный досуг;
- физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде;
- игры – соревнования;
- спартакиады
В двигательный режим входят дополнительные виды занятий:
- группы ОФП;
- секции по интересам;
- спортивные танцы.
А также совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:
- домашние задания;
- физкультурные занятия детей совместно с родителями;
- участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДУ.
Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.
Модель двигательного режима старших дошкольников
Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки – походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.
Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.
На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умение, знания.
Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.
Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.
Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.
Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течении дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим старших дошкольников на прогулке.
3. Роль воспитателя по физической культуре в физкультурно-
оздоровительной работе
Физическое воспитание в дошкольном учреждении является действенным средством, способствующим разностороннему развитию ребенка. Процесс оптимизации двигательной активности детей направлен на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма, достижение хорошего уровня физической подготовленности.
Для реализации вышеперечисленных задач воспитателю по физической культуре необходимо заниматься разнообразной деятельностью:
- исследовательской (направлена на повышение своей квалификации, передачу опыта коллегам, совершенствовании своего педагогического мастерства);
- конструктивной (планирование содержания разных видов по физической культуре на весь учебный год и организацией их проведения в соответствии с программными требованиями и индивидуальными особенностями детей);
- организаторской (координирование своей деятельности со всеми членами коллектива, для формирования здорового образа жизни в семье и детском саду);
- коммуникативной (установление педагогически целесообразных отношений с детьми, родителями и коллегами; умение создавать благоприятный эмоциональный климат в группе, выявить интересы и мотивы поведения каждого ребенка, его двигательные возможности и способности).
Деятельность воспитателя по физической культуре – это сложный процесс, в результате которого решается комплекс медико-педагогических и психологических задач. Воспитатель должен иметь глубокие знания по теории и методике физического воспитания детей. Воспитателю по физической культуре необходимо всегда находиться в спортивной форме, быть примером для детей, увлекаться разными видами спорта: ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в волейбол, баскетбол, теннис.
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Нормативно-правовые документы так же отражают актуальность проблемы здоровья детей.
Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и интеллектуального.
Физкультурно-оздоровительная система способствует росту функциональных возможностей организма ребенка, привитие любви к активной двигательной деятельности. А это значит, заложить базис здорового образа жизни будущего человека.
Овладевая необходимым программным материалом по развитию движений и получая доступные знания о здоровом образе жизни, дети приобретают возможность самостоятельно заниматься физической культурой не только в детском саду, но и дома.
Педагог должен творчески отнестись к проблеме организации оптимального двигательного режима и выбрать свой собственный вариант, учитывая местные условия конкретного ДОУ:
- экологическую обстановку;
- материально-техническую базу;
- количество и состав возрастных групп;
- состояние здоровья и физического развития детей;
- физическую подготовленность детей.