Светлана Александрова
Занятие «Береза — символ России» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе.
Задачи:
- закрепить умение создавать образ берёзки в технике обрывной аппликации;
- расширить представления детей о березе, как символе России;
- развивать мелкую моторику рук, стремление создавать изделия, радующие окружающих;
- закреплять у детей знания и навыки по работе с бумагой;
- воспитывать аккуратность, любовь к родному краю и бережное отношение природе.
Раздаточный материал: Картон синего цвета; клей- карандаш; тарелочки с заготовками бумаги белого, черного и зелёного цвета для обрывной аппликации; салфетки, клеёнки на каждого ребёнка.
Демонстрационный материал: Картинки - берёза в разное время года, берёзовая роща, стихотворение А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую…», пословицы о берёзе, березка, применение берёзы, картины художников.
Ход НОД
Дети входят под музыку, встают в хоровод под песню «Ты березка белая….
- Посмотрите друг на друга, посмотрите на гостей и улыбнитесь, чтобы у всех было хорошее настроение, а теперь поприветствуйте их. Садитесь (Дети садятся на стулья полукругом перед мольбертом).
А теперь внимательно послушайте, что сейчас прозвучит (звучит «шум леса»)
- Что вы сейчас услышали?
- Шум леса.
- Правильно. А кто знает, что такое лес?
- Лес – это место, где растет много деревьев.
- Какие деревья вы знаете?
- Дуб, сосна, тополь, ель и др.
- Молодцы! Много знаете названий разных деревьев.
- Но сегодня мы с вами поговорим об одном хорошо знакомом вам дереве. А, о каком дереве, отгадайте загадку:
Русская красавица,
Стоит на поляне,
В зелёной косынке,
В белом сарафане.
Ответ детей:(берёза).
Воспитатель: правильно ребята, это берёза (Обращает внимание детей на мольберт). – У красы – березки
Платье серебрится.
У красы – березки
Зелены косицы…
- Сейчас я вам все, все расскажу, слушайте внимательно! Ну что ж, сказка начинается!
- В некотором царстве, в Российском государстве жила-была Березонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая. Спала она всю зимушку. Но вот пришла весна – красна, солнышком пригрела. Проснулась березонька, украсилась сережками. Всем понравилась, на праздник направилась. Береза, русская береза, русская красавица…ЕЕ красотой можно любоваться бесконечно. Как удивительно хороша береза весной в зеленом наряде. Весной березка соком целительным угощает. Но, не только красотой славится русская береза. Из ее прочной древесины изготовляют мебель. Из бересты изготовляют разную посуду. К березе у нашего народа было всегда особое отношение. Ей посвящен один месяц года – «березок». Кто знает, какой это месяц? (апрель, потому что в этом месяце березка делится с людьми своим целительным березовым соком.) А,11 апреля на Руси отмечался праздник - Берещенье. Именно с этого дня начинали собирать березовый сок. Березку можно встретить в парке, в лесу, в поле. Цветет березка весной, в мае. Ее семена называются «сережками». В длинные зимние вечера, когда еще не было электричества, избы освещали лучинами.
Лучины были березовыми, они горели ярко и не коптили. А березовые дрова в печке горели долго и давали много тепла. А что еще ценится в березе? Как вы думаете? (веники, береста, сок)
- Ребята, березка – это символ России и гордость русского народа.
- Давайте подойдем и посмотрим на репродукции картин русских художников. Какие деревья вы видите? Чем они отличаются, а чем похожи?
Ответы детей: (стройные стволы, тонкие, высокие, с длинными хрупкими веточками, разное время года). - -
Воспитатель: Березка одинаково хороша и в зеленой накидке весны, и в легком зелёном платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы.
- Чем отличается березка от других деревьев?
Ответ детей:(белой корой).
Воспитатель: правильно ребята, природа наделила только одно дерево нашего края белой корой (пробкой) с черными чечевичками. Берёза не только красивое дерево, она ещё приносит пользу для человека. А кто знает, какую еще пользу приносит берёза?
Ответы детей: (из почек и листьев берёзы, заваривают витаминный чай; в берёзовом соке, очень много витаминов; из берёзовых почек делают лекарства; берёзовый веник используют в русской бане).
Воспитатель: Как называется место, где растёт много берёз?
Ответы детей:(называют берёзовая роща или березняк).
Воспитатель: Именно береза во всех весенних праздниках играла центральную роль. ЕЕ наряжали лентами, называли «кумушкой» и как к живой обращались с просьбами и водили хороводы. И я приглашаю вас на веселый хоровод! Становитесь не ленитесь! Нас березонька зовет!
Хоровод – в поле береза стояла.
Воспитатель: Но, не только художники описывали красоту русской березы, но и поэты восхваляли ее. - Сейчас я вам прочитаю одно из стихотворений о берёзке, которое написал Александр Прокофьев. Называется оно «Люблю берёзку русскую».
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится.
Воспитатель: Очень много пословиц и поговорок о берёзе сочинил русский народ. А, какие пословицы вы знаете? (Где береза вырастет, там русский человек приживется; Береза не угроза, где стоит, там и шумит и т. д.) И много народных примет связано с березой. (Соловей запевает, когда можно напиться росы с березового листа. Если с березы течет много сока, то быть лету дождливым. Если в начале октября лист с березы не упал – снег ляжет поздно. Если березовые ветки бросить на грядки – не будет гусениц на капусте. Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.)
Воспитатель: Молодцы ребята, всё вы знаете о пользе березы. Сегодня я предлагаю каждому из вас сделать берёзку своими руками, чтобы в нашей группе появилась целая берёзовая роща.
Воспитатель: Ствол и молодую листву нашей берёзке мы будем изготавливать способом аппликации, но сегодня не будем вырезать ножницами, у нас с вами будет обрывная аппликация. В обрывной аппликации все детали не вырезаются из цветной бумаги, а обрываются руками и приклеиваются к основе. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий.
Воспитатель:1. Берем длинную полоску белой бумаги и обрываем края так, чтобы были похожи на ствол дерева.
2. Берём прямоугольную полоску черной бумаги для изготовления веток. Обрываем небольшие полоски, накладываем к стволу берёзки.
3. Берём квадрат зелёной бумаги, обрываем кусочки для листиков.
4. Из остатков черной бумаги делаем березе ее характерные полоски-чечевички, но можно чечевички и нарисовать при помощи карандаша.
5. Все готовые детали наклеиваем на картон.
6. Берёзка готова.
Воспитатель: Ребята, перед работой давайте немного отдохнём и разомнёмся.
Физкультминутка: Мы берёзку посадили (присесть,
И водой её полили, (руки вытянуть вперёд, помахать кистями).
И берёзка подросла, (встали)
К солнцу ветки подняла, (руки поднять вверх)
А потом их наклонила, (руки опустить вниз)
И ребят благодарила, (пружинка).
Повторение правил при выполнении аппликации:
- Наносим клей на всю поверхность детали на клеёнке
- Пользуемся салфеткой, чтобы убрать лишний клей.
- Следим за чистотой рук, соблюдаем порядок на столе.
Воспитатель: Молодцы, приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей под запись мелодии «Звуки природы»
Итог занятия: А, теперь, ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашей группе.
В конце дети читают стихотворение – призыв любить и беречь природу М. Елецкой.
Любите наш лес – Таня М.
Богатство природы.
Он сказочно весь Юля К.
В любую погоду.
Приходите в гости в лес, Вика М.
Но не забывайте правил:
Не разоряйте гнезд, Лера С.
Не разжигайте пламя!
Все вместе: Любите и берегите нашу природу!
Рефлексия:
Воспитатель: Чему вы научились?
Ответы детей: (мы научились делать берёзку в технике обрывной аппликации.)
- Ребята, а что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей:(мы узнали, что берёзка - это символ России; берёзовый лес называется березняк; на коре берёзы есть чечевички.)
- А что вам было особенно интересно?
Стук в дверь. Заходит почтальон и передает детям посылку.
Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, кто же отправил нам посылку? Посылка нам пришла из березовой рощи. Да тут и письмо есть! (Читаем письмо)
Письмо.
- Дорогие дети! Я с моими подружками березками часто наблюдаю за вашими походами в лес. Вы большие молодцы! Никогда не обижаете деревья, не ломаете ветки, не разводите костры, не разоряете гнезда. И за это мы посылаем вам очень полезный и вкусный подарок!
Открываем посылку и угощаемся березовым соком.