ОЛЬГА ЧАЩИНА
Использование метода мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда и по развитию и коррекции речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Чащина Ольга Владимировна,
учитель - логопед МБДОУ «Детский сад №86»,
городской округ Каменск – Уральский
Использование методов мозжечковой стимуляции с применением балансировочного комплекса в работе учителя-логопеда по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста с ТНР в условиях логопедического пункта
Публикация «Использование метода мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда и по развитию и коррекции речи детей» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность внедрения современных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обосновано тем, что одной из приоритетных задач ФГОС является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе и эмоционального благополучия». Образовательный стандарт меняет требования к методам воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ и мотивирует педагога на поиск, изучение и внедрение новых современных технологий для повышения эффективности коррекционно - образовательного процесса.
Логопедический пункт детского сада посещают дети с ТНР - сложным комплексным нарушением, при котором страдают все компоненты речи : звукопроизношение, лексика, грамматический строй и связная речь. Такие дети отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервнопсихического развития. Им свойственны нарушения моторной функции, выраженные в артикуляционных расстройствах, трудностях серийно-последовательных построений. Познавательный интерес, концентрация внимания, процессы запоминания и общая работоспособность у таких детей снижены. Как следствие, отмечается низкая продуктивность работы во время проведения логопедических занятий.
Проблемы речевого развития у детей, часто связывают с нарушением работы мозжечка. Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия. Ученые считают, что мозжечок - это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать. Современным методом коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации является мозжечковая стимуляция - система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи, цель которой научить головной мозг ребенка правильно перерабатывать информацию и улучшить навыки речи.
Изучив и проанализировав необходимые педагогические условия с учетом современных требований и речевых возможностей детей, взятых на логопедическое сопровождение, я начала использовать элементы мозжечковой стимуляции на индивидуальных логопедических занятиях.
Одним из эффективных и доступных средств стимуляции мозжечка является балансировочная доска Ф. Бильгоу – упражнения на ней улучшают равновесие, координацию, ловкость. Тренажер имеет достаточно разнообразное количество дополнительных компонентов, это соответствует коррекционно-развивающему принципу двойной стимуляции, т. е. ребенку необходимо удерживать равновесие и одновременно выполнять какие-нибудь действия.
В основе коррекционной работы лежит система тренировочных упражнений на балансировочной доске. Упражнения распределены на 6 блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования. Чтобы задания были интересными и неутомительными, подобран речевой материал для занятий.
1-й блок: «Освоение балансировочной доски Бильгоу». На начальном этапе дети учатся балансировать на доске в попытках удержать равновесие, затем удерживая равновесие выполнять упражнения «Вот какой я ловкий», «Как красиво я сижу, спинку ровно я держу», «Пловец». После освоения балансира детям предлагаются игры с речевым сопровождением на развитие звуковой стороны речи : дети пропевают гласные звуки с движениями рук, стоя на балансире, а так же произносят автоматизируемый звук изолировано или в слогах.
2-й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками». Задачи этапа автоматизации поставленного звука на уровне слога и слова отрабатываются в блоке с сенсорными мешочками. Ребенок стоя на балансире принимает мешочки разные по весу одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку, подкидывал в верх и ловил двумя или одной рукой, и при этом проговаривает за логопедом слоговые цепочки или цепочки слов. В этом блоке используются игры на развитие активного и пассивного словаря: «Скажи наоборот», «Скажи ласково», «Животные и детеныши» и др. на закрепление в речи детей навыков словообразования.
3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником». В блоке с мячом-маятником - используются игры на развитие грамматического строя речи «Один –много», «Посчитай» и др. Ребенок стоя на балансировочной доске отбивает подвешенный мяч правой, левой, или двумя руками, отвечая на вопросы логопеда.
4-й блок: «Комплекс упражнений с цветной рейкой». В «Комплексе упражнений с цветной рейкой» отрабатываются игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова – «Встречу слово на дороге, поделю его на слоги», также используются упражнения по автоматизации звука в чистоговорках, стихах и скороговорках. Стоя на балансире и удерживая равновесие ребенок старается отбить цветной рейкой мяч, деля слова на слоги или произносит выученный стих или скороговорку насыщенную отрабатываемым звуком.
5-й блок: «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи». Заменяя на мишенях обратной связи, цифры или геометрические фигуры на картинки, можно использовать упражнения на развитие пространственных представлений - «Назови точное место», на развитие фонематических процессов - «Четвертый лишний» - дети учатся определять, есть ли заданный звук в слове. Например, необходимо проговорить все слова, которые изображены на карточках, определить слово, в котором нет заданного звука и бросить на эту карточку мешочек или мяч.
6-й блок: «Комплекс упражнений с телескопической стойкой». Используя телескопическую стойку, отрабатываются упражнения на обогащение словарного запаса - «Чего не стало», «Скажи наоборот» и др.
Используя методы мозжечковой стимуляции с применением балансировочного комплекса для детей с ОВЗ в своей практике, я заметила, что это оказывает положительный эффект во время коррекционно-развивающей работы :
У детей появилась устойчивая мотивация к занятиям, повысилась концентрация внимания, улучшилась координация движения, уровень работоспособности детей стал выше.
А так же у детей выработалась точность выполнения артикуляционных упражнений, улучшилось звукопроизношение, слоговая структура слова, обогатился словарный запас детей, повысился уровень грамматической стороны речи
От занятий мозжечковой стимуляцией можно ожидать разных результатов. Они будут зависеть от целей и проблем конкретного ребёнка, а так же от возможностей ребенка.