Елена Токмакова
Использование методики М. Монтессори с детьми ОВЗ в условиях Цссв
▼ Скачать + Заказать документы
Итальянский педагог Мария Монтессори всю свою жизнь посвятила исследованиям в области педагогики. Ее идеи завоевали весь мир, большое внимание она придавала воспитанию чувств (сенсорному развитию) и развитию мелкой моторики. По мнению Марии Монтессори, главное – воспитание свободного, самостоятельного человека, обладающего чувством собственного достоинства. Особенность педагогической системы по Монтессори - это создание специально подготовленной среды Внедряя методику Марии Монтессори в своем учреждении, в своей группе, мы учитываем ее рекомендации в построении развивающей среды для детей. Ведь она писала «Ребенок это существо со своим удивительным внутренним миром и природа наделила его спонтанным интересом к познанию всего, что его окружает». Свою педагогическую систему Монтессори называла системой саморазвития в дидактической подготовленной среде, а средством становления личности является собственная активность детей по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности. По мнению Марии Монтессори, основная задача взрослого создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, поскольку именно из окружающей предметной и социальной среды ребенок берет «строительный материал» для самосозидания. Специально образованное пространство по методике Монтессори это среда, в которой активность детей постоянно увеличивается, а активность педагогов постоянно уменьшается.
Публикация «Использование методики М, Монтессори с детьми ОВЗ в условиях Цссв» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Социокультурный характер подготовленной среды выражен в общем укладе жизни детей и взрослых. - принятии каждого, взаимное уважение, доверие, толерантность. Среда в нашей группе, где живут наши воспитанники,это выкрашенные стены в светлый цвет, душистые цветы. Дети вносят свою лепту в украшение помещения, осваивают навыки составления букетов, оформление своих художественных работ. Важной для формирования социальной компетенции является открытость среды-дети не замкнуты на помещении групповой комнаты- они посещают другие группы, кабинеты, комнаты ЦССВ. С удовольствием ходят на пищеблок, сенсорную комнату, зимний сад.
Особенность педагогической системы Монтессори - это создание специально подготовленной среды: все предметы, с которыми работает ребенок, доступны для него и находятся в строгом порядке, который поддерживает сам ребенок. Ребенок, занимаясь по методике Марии Монтессори, учится навыкам самообслуживания, самостоятельно прибирая за собой свое рабочее место, приучаясь к порядку во всем. Наши воспитанники сами накрывают на стол, наливают себе первое блюдо половником, наливают сок из кувшина, убирают со стола. Все это позволяет им осваивать навыки самообслуживания, развивать мелкую моторику, способствует накоплению социального опыта наших детей.
Весь Монтессори материал в группе строго зонирован, расположен в определенном порядке, представляет собой десятки предметов, несущих строгую определенную функцию. Это материалы для освоения навыков жизненной практики, специальных пособий для развития сенсомоторики, речи, письма, математического мышления. Все материалы помогают ребенку в освоении окружающего мира. Наличие каждого дидактического материала только в одном экземпляре, что позволяет детям научиться простым, но очень важным в жизни социальным навыкам, таким как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого и терпеливо ждать. На низких полках и шкафчиках множество загадочных коробочек и баночек, которые можно открывать и заниматься их содержимом, незаметно обучаясь чтению, счету. Есть принадлежности для умывания. В группе мы создали зону практической жизни, где на низких полочках стоят кувшины с водой, плойки для пересыпания, сортировка камешек, набор щеток для чистки обуви- все это стоит на низких полочках, учитывая особенности наших детей, они могут самостоятельно взять понравившейся материал на подносе и работать с ним когда захочет и сколько захочет. Ребенку приходится сосредоточиваться на собственных действиях, осваивать важные умения, необходимые ему в повседневной жизни. Очень важно предоставить ребенку возможность упражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании, где он научится пользоваться, ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, салфеткой, полотенцем, губкой. Все эти навыки мы закрепляем в обыденной жизни.
Свободная работа с Монтессори материалом педагогом не планируется. Каждому ребенку в группе предоставляется возможность выбора. Педагог наблюдает за деятельностью детей и, при необходимости, помогает им. Ценность такого вида деятельности в том, что происходит самообучение ребенка с помощью дидактического материала. Разновозрастность группы способствует установлению практики взаимного общения, когда старшие дети оказывают помощь младшим в освоении нового. В разновозрастном общении и взаимодействии обеспечивается эффект социального развития с достижением оптимальных форм социальной активности., которая делает человека способным брать на себя ответственность за свое поведение в определенных жизненных обстоятельствах
При развитии социально-коммуникативных навыков детей ежедневно происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, во время проигрывания с детьми жизненных ситуаций, организаций праздников, чтение и обсуждение стихов и рассказов, в которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Очень важно соблюдать педагогами позитивной атмосферы в группе, насыщенной эмоциональными проявлениями. Демонстрация педагогами форм эмоциональной отзывчивости, сопереживания, эмпатии. Мы используем в своей работе различные жизненные ситуации для развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей. В группе находится уголок животных, где живут любимые детьми птички и улитка. Дети с удовольствием кормят животных и заботятся о них.
В группе существуют правила, разработанные взрослым, такие как все убирать на свое место, бережно относиться к материалу, быть вежливыми и внимательными друг к другу, разговаривать в группе негромко.
Мария Монтессори придавала огромное значение подготовленной среде, так как истинная свобода человека сопряжена с освоением им культурного пространства. Воспитанники «впитывают» культуру общения с предметами при помощи слуха, зрения, тактильных и других ощущений. Удивительная работа- подготовленная среда для жизни ребенка. Ребенок, находясь в пространстве Монтессори комнаты, развивает предметно-практическую деятельность, получат конкретный опыт, который можно выразить точным понятием, совершенствование движении рук, таким образом, выполняя движения ребенком упражнений практической жизни и сенсорных упражнений, способствующих речевому развитию.
Работая в группе по методике Монтессори, мы понимаем, что в основе этой методики заложены основные ценности, такие как свобода личности, уважение к себе, развитие независимости и ответственности. Одной из главных задач является помочь ребенку почувствовать себя комфортно, пробудить интерес к окружающему миру, желанию и умению его исследовать. ребенок, занимаясь по методике Монтессори, учится навыкам самообслуживания, самостоятельно прибирая за собой свое рабочее место и приучаясь к порядку во всем. Таким образом, происходит формирование важных и полезных навыков самоорганизации, аккуратности, чистоплотности, которые, несомненно, пригодятся ребенку в жизни. Еще очень важно, чтобы у ребенка возникло чувства успеха от работы, уверенность в том, что он решил ту или иную задачу самостоятельно. Именно эти чувства формируют в ребенке инициативность, уверенность в своих силах.
В процессе работы я пришла к выводу, что необходимо освободиться от предвзятого отношения к уровню детей с ОВЗ. Ребенок сам показывает мне, что он может гораздо больше, чем я ожидаю от него. Дети с ОВЗ они такие же как и их сверстники, но только больше нуждаются в помощи, в вере в их возможности. Работая с детьми по методике Марии Монтессори испытала много самых разных эмоций от радости и гордости за их достижения до моментов, когда опускаются руки и казалось бы, что все мои возможности исчерпаны, но вновь приступаю к работе и понимаю, что нужны каждому ребенку. Всегда нужно продолжать работать и в этом мне помогают мои коллеги.