Валерия Мазова
Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время активно разрабатываются определенные направления работы, которые связаны с увеличением детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на прилагаемые усилие и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ОВЗ стабильно растет.
При создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Нарушение не является ограничителями между ребенком и окружающим миром.
Расшифруем понятие ОВЗ. По мнению Т. В. Егоровой дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Публикация «Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Интерактивная песочница
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться со всеми, посещать обычный детский сад. Дети с ОВЗ в ДОУ – это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.
Существует множество классификаций детей с ОВЗ. В своей работе я выделила детей с задержкой речевого развития, так как считаю эту проблему наиболее актуальной из множества. По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций.
В своей работе я использую метод песочной терапии. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. Песочница – это маленькая модель окружающего мира. Во время игры с песком ребенок может выразить свои чувства и переживания. Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ и конкретно с ЗРР. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде.
В основе песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики? В коре головного мозга отделы отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Метод песочной терапии базируется на сочетании не вербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и тд.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). При любом взаимодействии с песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействие.
В чем же заключается суть именно интерактивной песочницы. Используя интерактивную песочницу можно чередовать формы работы определенным образом в песочнице или на световом столе с песком. Говоря о занятиях на световом столе для рисования песком, сюда можно добавить обострение тактильных ощущений, тренировку осязания. Световой стол безопасен для зрения, а сама светодиодная подсветка работает от напряжения 12 Вольт, что не способно нанести вред. Использование светового стола является чем то новым и необычным для детей и ребенок с радостью погружается в занятие.
Интерактивная песочница – уникальное оборудование, которое позволяет ребенку в игровой форме развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение, навыки конструктивного общения и саморегуляции. Это соответствует возрастным нормам дошкольного детства, так как ведущей деятельностью в этот период является игровая. Таким образом, занятия в интерактивной песочнице помогают ребенку всесторонне развиваться ( так как в процессе игры задействованы все анализаторные системы ребенка: зрение, слух, осязание).
Обучение детей с ОВЗ должно быть направленно на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получение образования и обеспечение достойной жизни в современном обществе.
Нет ничего доступнее и проще, чем игры с песком, и в то же время эти игры могут дать ребенку очень много. Податливость песка дает каждому возможность почувствовать себя творцом, проиграть «прожить», решить индивидуальные проблемы, и научить взаимодействовать со сверстниками.
Литература:
1)Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб. :»Речь», 2007.
2)Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.»Речь», 2008.
3)Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : «Речь», 2008.
4)Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. -СПб. : Питер, 2001.