МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ

Юлия Артеменко
Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ

Учитель-логопед Артеменко Ю. А., МАДОУ «ЦРР-детский сад №40

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОУ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ» размещена в разделах

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Проблема организации системы психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО, квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. В связи с этим необходимо было найти комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса, учитывая новые социально-педагогические условия.

У нас в ДОУ в 2015 году поступило 3 ребёнка с ОВЗ. Этим детям по заключению ГПМПК было рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи сроком на 2 года.

Встал вопрос о необходимости разработки адаптированной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута и индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы была составлена на основе ООП ДО в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях и была принята на заседании педагогического совета в сентябре 2015 года.

За основу программы была взята «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. Так же при составлении программы были использованы методические разработки : Т. А. Ткаченко, З. Е. Агранович, О. Г. Гомзяк, О. А Новиковской, Е. М. Косиновой, М. А. Поляковой, Л. А. Комаровой, В. В. Коноваленко.

Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в условиях общеобразовательной группы для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.

Основной формой работы в соответствии с программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Учитель-логопед проводит 2 индивидуальных занятия (подготовительный этап, постановка, автоматизация и дифференциация звуков) и одно подгрупповое занятие по развитию фонематической и лексико–грамматической сторон речи.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Прогноз психоречевого развития детей в ДОУ начинается с работы ПМПк (психолого-медико-педагогическогоконсилиума). Основная его цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушением речи, построение индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.

По результатам диагностики специалистов и воспитателей выявляется актуальный уровень развития ребенка, зона его ближайшего развития, особенности его эмоционально-личностной сферы, стратегия и тактика коррекционно-развивающего воздействия при решении конкретных проблем у каждого ребенка, наиболее эффективные пути обучения и приемы коррекционно-развивающей работы. Составляется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка, где определены цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание работы специалистов, взаимодействие с семьёй воспитанника и формы работы родителей с ребёнком. Каждый специалист составляет индивидуальный план коррекцонно-развивающей работы.

Основные области деятельности специалистов ПМП-сопровождения:

Учитель-логопед : логопедическая диагностика, коррекция и развитие всех компонентов речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов,

Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача.

Врач-психоневролог (не является членом педагогического коллектива, однако осуществляет сопровождение детей, которых направляют для дополнительной диагностики и медикаментозного лечения специалисты ДОУ) : организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, разработка медицинских рекомендаций другим специалистам.

Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры, контроль за организацией питания детей; проведение фито- и физиотерапевтических процедур.

Инструктор по физической культуре: проведение занятий в физкультурном зале и на улице, реализация используемых программ физического воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников, осуществление программ ЛФК по согласованию с медсестрой.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального и художественного воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, театральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.

Методист - руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.

Для осуществления преемственности ведутся тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Еженедельные задания учителя-логопеда включают такие разделы как: логопедические пятиминутки, индивидуальная работа по автоматизации звуков, игры и упражнения для развития артикуляционной и мелкой моторики, игры и упражнения по развитию памяти, внимания, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Учитель-логопед проводит мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, консультации по вопросам речевого развития детей, помогает воспитателям оформлять речевые центры в группах. Наполнение речевых центров меняется согласно планированию. По рекомендации учителя-логопеда воспитатели сделали дидактические пособия по развитию речи, родители тоже принимали в этом участие.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.

Каждый родитель знакомится с адаптированной образовательной программой и даёт согласие на обучение по ней. В течение года учитель-логопед систематически встречается с родителями, информирует их об успехах и трудностях в работе с детьми, о результатах обследования, проводит индивидуальные консультации, мастер-классы по выполнению артикуляционной гимнастики, по автоматизации звуков, совместные занятия родителей с детьми, тренинги, семинары-практикумы («Весело играем - звуки получаем», «Делаем дыхательную гимнастику правильно», «Фонематический слух – основа чтения и письма»). В родительских уголках вывешиваются стендовые консультации: «На зарядку с язычком», «Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие», «Поговорим о связной речи», «Развиваем грамматический строй речи». Для включения родителей в процесс преодоления речевых недостатков один раз в неделю логопед задаё т домашнее задание: артикуляционную гимнастику, речевые упражнения по автоматизации звуков, задания для развития фонематических процессов.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре. Значимость развития у дошкольников правильного физиологического и фонационного дыхания, голоса, интонации, чувства ритма, активизации внимания и памяти, ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики, координации движений объединяет усилия специалистов. В ДОУ проводятся развлечения для детей и родителей совместно музыкальным руководителем и учителем-логопедом. Дети занимаются в театральном кружке, логопед также принимает участие: работает над интонационной выразительностью, учит с детьми тексты. В ноябре месяце дети и родители пройдут квест «Там на неведомых дорожках», в котором примут участие все специалисты ДОУ.

Логопедическое и психолого-педагогическое обследования проводятся три раза в год: в начале, середине и в конце учебного года. По результатам обследований корректируются индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы специалистов и воспитателей, отслеживается динамика.

По положительным результатам работы за 2 года можно говорить об эффективности взаимодействия всех участников педагогического процесса в работе с детьми с ОВЗ (ТНР). Дети выпущены из логопункта с чистой и улучшенной речью.

Публикации по теме:

Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка.

Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы) Доклад на тему: «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ» (из опыта работы). Подготовила: Михеева Наталья Александровна, воспитатель.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Внутренний мир ребенка с ограниченными.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого».

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста Как пишет А. Н. Леонтьев: "Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта,.

Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете школы для детей с ОВЗ класса «Особый ребенок» Аннотация: В статье рассматривается проектирование коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда для детей младшего школьного возраста.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми с ОВЗ от 6 месяцев до 1 года в условиях Дома ребенка Коррекционно-развивающее занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 6 месяцев до 1 года в условиях дома ребенка. Актуальной.

Преемственность коррекционно-развивающей работы педагогов-психологов ДОУ и ОУ с детьми ОВЗ Преемственность в работе детского сада «Мечта» и 24-й школы в рамках психологической службы осуществляется с сентября 2015 г. (около 1,5.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.

Воспитание самостоятельности у лиц с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающего пространства интерната Формирование самостоятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является одной из актуальных задач, стоящей перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ
Опубликовано: 4 сентября 2017 в 10:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД