Юлия Артеменко
Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Артеменко Ю. А., МАДОУ «ЦРР-детский сад №40
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОУ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Проблема организации системы психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО, квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. В связи с этим необходимо было найти комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса, учитывая новые социально-педагогические условия.
У нас в ДОУ в 2015 году поступило 3 ребёнка с ОВЗ. Этим детям по заключению ГПМПК было рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи сроком на 2 года.
Встал вопрос о необходимости разработки адаптированной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута и индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы была составлена на основе ООП ДО в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях и была принята на заседании педагогического совета в сентябре 2015 года.
За основу программы была взята «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. Так же при составлении программы были использованы методические разработки : Т. А. Ткаченко, З. Е. Агранович, О. Г. Гомзяк, О. А Новиковской, Е. М. Косиновой, М. А. Поляковой, Л. А. Комаровой, В. В. Коноваленко.
Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в условиях общеобразовательной группы для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.
Основной формой работы в соответствии с программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Учитель-логопед проводит 2 индивидуальных занятия (подготовительный этап, постановка, автоматизация и дифференциация звуков) и одно подгрупповое занятие по развитию фонематической и лексико–грамматической сторон речи.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Прогноз психоречевого развития детей в ДОУ начинается с работы ПМПк (психолого-медико-педагогическогоконсилиума). Основная его цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушением речи, построение индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.
По результатам диагностики специалистов и воспитателей выявляется актуальный уровень развития ребенка, зона его ближайшего развития, особенности его эмоционально-личностной сферы, стратегия и тактика коррекционно-развивающего воздействия при решении конкретных проблем у каждого ребенка, наиболее эффективные пути обучения и приемы коррекционно-развивающей работы. Составляется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка, где определены цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание работы специалистов, взаимодействие с семьёй воспитанника и формы работы родителей с ребёнком. Каждый специалист составляет индивидуальный план коррекцонно-развивающей работы.
Основные области деятельности специалистов ПМП-сопровождения:
Учитель-логопед : логопедическая диагностика, коррекция и развитие всех компонентов речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов,
Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача.
Врач-психоневролог (не является членом педагогического коллектива, однако осуществляет сопровождение детей, которых направляют для дополнительной диагностики и медикаментозного лечения специалисты ДОУ) : организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, разработка медицинских рекомендаций другим специалистам.
Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры, контроль за организацией питания детей; проведение фито- и физиотерапевтических процедур.
Инструктор по физической культуре: проведение занятий в физкультурном зале и на улице, реализация используемых программ физического воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников, осуществление программ ЛФК по согласованию с медсестрой.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального и художественного воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, театральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
Методист - руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.
Для осуществления преемственности ведутся тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Еженедельные задания учителя-логопеда включают такие разделы как: логопедические пятиминутки, индивидуальная работа по автоматизации звуков, игры и упражнения для развития артикуляционной и мелкой моторики, игры и упражнения по развитию памяти, внимания, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Учитель-логопед проводит мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, консультации по вопросам речевого развития детей, помогает воспитателям оформлять речевые центры в группах. Наполнение речевых центров меняется согласно планированию. По рекомендации учителя-логопеда воспитатели сделали дидактические пособия по развитию речи, родители тоже принимали в этом участие.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.
Каждый родитель знакомится с адаптированной образовательной программой и даёт согласие на обучение по ней. В течение года учитель-логопед систематически встречается с родителями, информирует их об успехах и трудностях в работе с детьми, о результатах обследования, проводит индивидуальные консультации, мастер-классы по выполнению артикуляционной гимнастики, по автоматизации звуков, совместные занятия родителей с детьми, тренинги, семинары-практикумы («Весело играем - звуки получаем», «Делаем дыхательную гимнастику правильно», «Фонематический слух – основа чтения и письма»). В родительских уголках вывешиваются стендовые консультации: «На зарядку с язычком», «Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие», «Поговорим о связной речи», «Развиваем грамматический строй речи». Для включения родителей в процесс преодоления речевых недостатков один раз в неделю логопед задаё т домашнее задание: артикуляционную гимнастику, речевые упражнения по автоматизации звуков, задания для развития фонематических процессов.
Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре. Значимость развития у дошкольников правильного физиологического и фонационного дыхания, голоса, интонации, чувства ритма, активизации внимания и памяти, ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики, координации движений объединяет усилия специалистов. В ДОУ проводятся развлечения для детей и родителей совместно музыкальным руководителем и учителем-логопедом. Дети занимаются в театральном кружке, логопед также принимает участие: работает над интонационной выразительностью, учит с детьми тексты. В ноябре месяце дети и родители пройдут квест «Там на неведомых дорожках», в котором примут участие все специалисты ДОУ.
Логопедическое и психолого-педагогическое обследования проводятся три раза в год: в начале, середине и в конце учебного года. По результатам обследований корректируются индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы специалистов и воспитателей, отслеживается динамика.
По положительным результатам работы за 2 года можно говорить об эффективности взаимодействия всех участников педагогического процесса в работе с детьми с ОВЗ (ТНР). Дети выпущены из логопункта с чистой и улучшенной речью.