Марианна Василенко
Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая и коррекционная педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия. Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют информационные, компьютерные, игровые технологии и др., направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Одним из таких конструктивно-игровых средств является конструктор (типа лего). Перспективность применения конструктора обусловливается его высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, возможностью использования в различных игровых и развивающих зонах.
Публикация «Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В данной работе я хочу познакомить с возможностями использования конструктора в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития, общим недоразвитием речи). Работа с конструктором включается в непосредственную образовательную деятельность, используется в индивидуальной работе и в совместной деятельности с детьми. Детям очень нравится работать с конструктором, так как с поделками из конструктора можно играть, при использовании конструктора получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у детей навыков, и ребёнок испытывает психическое состояние успеха.
Игровые упражнения с конструктором развивают у детей:
• конструктивные умения и навыки;
• зрительно – пространственные функции;
• внимание, память, логическое мышление;
• речь (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи);
• навыки коммуникации, культуру общения;
• навыки коллективного труда, умение работать в группе;
• воображение, творческое мышление;
• мелкую моторику.
Игровые упражнения с конструктором.
1. «Узнай предмет», «Кто это?»
Цель: развивать зрительный гнозис, воображение.
Материал: объёмные и плоскостные изображения предметов, выполненные из конструктора.
Задание: угадать, что это за предмет; объяснить, как догадались.
Усложнение: один ребёнок выполняет постройку по заданию или по собственному замыслу, остальные дети угадывают.
2. «Доделай постройку».
Цель: развивать зрительный гнозис, воображение, конструктивные навыки.
Материал: детали конструктора, заданная конструкция, на основе которой нужно выполнить постройку.
Задание: придумать и доделать постройку.
3. «Большой – маленький».
Цель: закрепить представление о величине, упражнять в употреблении прилагательных «высокий», «низкий», «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», учить выполнять постройки определённого размера.
Материал: детали конструктора, платы.
Задание: построить предметы заданной величины.
4. «Найди такую же фигуру».
Цель: развивать зрительный гнозис, зрительное внимание.
Материал: платы с выложенными на них в определённой последовательности геометрическими фигурами; постройки из конструктора.
Задание: найти такую же плату, фигуру; найти две одинаковые фигуры.
5. «Доделай фигуру» (выкладывание незаконченных геометрических фигур и симметричных изображений).
6. «Запомни, повтори».
Цель: развивать зрительную память, ориентировку в пространстве
Материал: плата с выложенным рядом из 3 -6 деталей (букв, цифр) с соблюдением закономерности или без; либо модель; у детей - платы, детали конструктора, элементы геометрической мозаики, буквы, цифры.
Задание: - рассмотреть ряд, назвать детали по порядку, запомнить последовательность букв, цифр, фигур, а затем выполнить по памяти
- рассмотреть модель, словесно обозначить пространственные отношения деталей, запомнить, собрать по памяти
7. «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память, умение определять пространственные отношения между предметами.
Материал: платы с выложенными деталями конструктора или элементами геометрической мозаики.
Задание: рассмотреть, назвать расположение фигур или деталей, запомнить, рассказать, чего не стало или что изменилось.
8. «Зрительный диктант».
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Материал: платы, детали геометрической мозаики.
Задание: - выложить на плате фигуры: в правый верхний угол положите жёлтый круг, в левый нижний угол – синий квадрат и т. д.
- усложняя задание, даём детям 3 -5 – ступенчатую инструкцию, которую они должны запомнить и выполнить.
- предложить детям рассказать, как расположены фигуры на плате
- при работе в парах - один ребёнок диктует по образцу, а другой выполняет.
9. «Поручения».
Цель: развивать ориентировку в пространстве; учить запоминать и выполнять сложные инструкции; учить понимать и использовать в речи предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения между предметами.
Материал: детали конструктора.
Задание: - запомнить и выполнить инструкцию: поставить синий кирпичик на красный, а жёлтый – под красный; поставить клювик на горку, а кирпичик – под горку; рассказать о выполненных действиях.
10. «Строка и столбик».
Цель: учить различать и находить на плоскости вертикальную и горизонтальную линии (столбик и строчку, упражнять в подборе фигур определённой формы и цвета, развивать зрительное внимание.
Материал: платы, на которых слева прикреплены фигуры чёрного цвета, а сверху выложены сигналы цвета; детали геометрической мозаики.
Задание: расположить соответствующие фигуры определённого цвета, назвать форму и цвет фигур третьего столбика, второй строки и т. п.
11. «Как дойти до домика».
Цель: учить описывать путь, указывая направления; развивать зрительно –моторную координацию.
Материал: плата с выложенной «извилистой дорожкой» из брусков, у детей - платы, набор брусков.
Задание: выложить дорожку из брусков по образцу; описать путь, указывая направление и число кнопок (четыре кнопки вверх, две вправо, две вверх и т. д.); выложить дорожку по описанию.
12. конструирование фигур по образцу, схеме, по памяти и по представлению.