Марина Орлова
Развитие общих движений у детей раннего возраста в условиях Цссв
▼ Скачать +Заказ
Развитие общих движений у младенцев в условиях ЦССВ.
«Суть человеческого естества - в движении.
Полный покой означает смерть».
Паскаль Блез
Воспитатель
Орлова Марина Евгеньевна
В ЦССВ поступают дети с самого рождения, с различными диагнозами. Основной диагноз: перинатальное поражение ЦНС или гипоксическое поражение ЦНС. К последствиям перинатальных поражений можно отнести: задержку моторного, психического, речевого развития; цереброастенический синдром (перепады настроения, двигательное беспокойство, метеозависимость); синдром гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение работы ЦНС (импульсивность, трудности концентрации и поддержания внимания).
Публикация «Развитие общих движений у детей раннего возраста в условиях Цссв» размещена в разделах
Специфика ЦССВ требует специальных знаний по содержанию и правильной организации работы, понимания особенностей развития детей раннего возраста, в том числе подвергшихся воздействию многих факторов риска, умение обеспечить этим детям весь комплекс профилактических, лечебно-оздоровительных и воспитательных воздействий.
При организации педагогической работы идет упор на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста, учитываются его особенности:
- быстрый темп и неравномерность;
- низкую сопротивляемость организма детей, особенно их нервной системы;
- тесную взаимосвязь и взаимозависимость физического развития, здоровья и поведения;
- наличие у детей большой потребности в ориентировочной деятельности, новых впечатлениях, двигательной активности, в положительных эмоциях, в общении с взрослыми.
Ранняя диагностика перинатальных поражений ЦНС указывает на самое быстрое вмешательство лечебным воздействием и реабилитацией, так чтобы все меры пришлись на первые месяцы жизни ребенка, когда еще процессы обратимы. Именно в этом периоде способность мозга восстанавливать все функции и всего организма в целом, имеет место быть.
В этот период большое значение имеют методы реабилитации такие как: массаж; лечебная гимнастика; психолого-педагогические методы коррекции, обращенные на развитие моторики, речи и психики ребенка.
Именно в первый год жизни необходимо оберегать детей от излишних раздражителей (громкого звука, громких разговоров). Соблюдать температурный режим (не допускать перегревания и переохлаждения, следить за режимом проветривания помещений, в которых находятся малыши). Кроме того следует внимательно следить за здоровьем ребенка, так как иммунитет у таких детей и так снижен.
Итак, все по порядку, рассмотрев наиболее глубоко диагнозы детей, рекомендации врачей, подробнее остановимся на физиологических возможностях малышей первого года жизни. А конкретно его двигательные возможности и способы их развития.
Общеизвестно, что движения, которые производит ребенок на первом году жизни, напрямую связаны с положительным воздействием на его общее и физическое развитие.
При малоподвижности младенца, страдает опорно-двигательный аппарат, мышцы не успевают окрепнуть. В движении совершенствуется вся дыхательная система. Неподвижность вредна и губительна для ребенка. Это большая нагрузка на одни и те же группы мышц, при этом замедляются процессы кровообращения. Но вред состоит не только в физических отклонениях организма, но также и в отставании развития ребенка.
Не перевернувшись со спины на живот, младенец не сможет увидеть игрушку, располагающуюся не в поле его зрения. Не сможет протянуть к ней руку, попробовать на вкус. А это означает, что многие рецепторы будут не задействованы. Соответственно замедляется процесс развития ребенка. А ведь через движения ребенок приобретает опыт, который так необходим для завоевания окружающей среды.
Мы знаем, что движение - это органическая потребность ребенка.
В условиях ЦССВ воспитатель не всегда имеет возможность сиюминутно удовлетворить данную потребность. Таким образом, на воспитателя ложиться большая ответственность за правильную организацию режимных моментов.
Для составления плана по развитию движений для конкретного ребенка, нужно знать все основные возрастные возможности формирования двигательной сферы ребенка младенческого возраста, плюс учесть «актуальную зону развития», т. е. какими навыками и умениями обладает ребенок на настоящий момент, а также диагноз ребенка, с которым он поступил.
Итак, с первых дней жизни ребенка начинает функционировать ряд безусловных рефлексов. По утверждению Н. М. Щелованова «они направлены на удовлетворение органических потребностей ребенка в пище, тепле, кислороде и обеспечивают его выживание» Детская практическая психология под ред. профессора Т. Д. Марцинковской, М. : Гардарики. 2003. Известны:
а) зрачковый рефлекс (защитный рефлекс) : сужение зрачка глаза ребенка при ярком свете;
б) пищевой: прикосновение к уголкам губ, щечке вызывают у ребенка сосательные движения;
в) рефлекс Бабинского: в ответ на раздражение подошвы каким-либо предметом происходит растопыривание пальчиков;
г) рефлекс отталкивания: при прикосновении к подошвам ног ребенок отталкивается от препятствия;
д) «робинзоновский» рефлекс: прикосновение к ладони вызывает очень сильное рефлекторное сжатие.
В конце первого месяца малыш, лежа на животе, должен пытаться поднимать и удерживать голову. Следуя задаче, воспитатель должен выкладывать ребенка на животик ненадолго. Таким образом, малыш учиться удерживать головку, укрепляя при этом, мышцы рук и спины. Наряду с этим, можно использовать легкий массаж. Проведение массажа и гимнастики начинаем с первого месяца жизни.
Пример массажа
Выложить малыша на животик, легкими движениями гладим малыша вдоль ручек и ножек, от предплечья к кистям, от таза к стопам и пяткам. Поглаживаем спинку ребенка от нижней части к верхней.
Оговоримся, что если у ребенка поставлен диагноз двигательных нарушений, то массаж назначает врач. А выполняет его специалист.
Второй месяц развития ребенка обозначен тем, что малыш начинает управлять своим телом. У него происходят изменения в движениях ног и рук, нет такого хаоса как на первом месяце жизни. Исчезает характерная дрожь новорожденных. Лежа на животе, малыш может поворачивать головку из одной стороны в сторону.
Воспитатель продолжает выкладывать ребенка на живот и выполнять массаж: «массаж живота и стоп».
Третий месяц характеризуется новыми достижениями. Ребенок начинает «открывать свои ручки», т. е. сжимать разжимать пальчики. Малыш лучше контролирует движения головы. Если взрослый возьмет ребенка на руки, поворачивает головкой немного то вправо, то влево. При поддержке подмышки упирается ногами, согнутыми в коленях о твердую поверхность.
Повторяем массаж и гимнастику второго месяца развития.
Четвертый месяц по развитию движений мало чем отличается от третьего. Но добавляется стремление ребенка достать игрушку либо руками, либо ногами. Если положить в манеж к ребенку игрушку неваляшку, ребенок способен дотянуться и ударить по ней, будь то нога или рука. Лежа на животе, малыш уже крепко упирается на предплечья.
Массаж и гимнастика приобретают новые упражнения в виде: «поворот на живот при поддержке за руку»; «скрещивание рук на груди»; «разгибание головы назад в положении на весу».
Необходимы упражнения на стимуляцию к ползанию. Подставляя под ступни, малышу лежащему на животе, свои ладони, мы вызываем движение. Ребенок отталкивается от рук.
Так же хорошо упражнение для укрепления мышц ног «Попрыгушки на коленях». Придерживая ребенка подмышки, выполняем движение вверх вниз. Ребенок при этом упирается в колени взрослого. Упражнение выполняется не более двух минут.
На пятом месяце ребенок долго может находиться на животе, подняв переднюю часть тела и опираясь на выпрямленные ручки. Малыш уже умеет переворачиваться со спины на живот. Твердо стоит при поддержке подмышки.
К массажу и гимнастике прибавляется: «сгибание и разгибание рук с кольцами»; «сгибание и разгибание ног вместе и попеременно»; «парение на животе».
Хороша игра на данном этапе развития «Достань игрушку».
Ребенок лежит на животе. На небольшом расстоянии поставить игрушку. Если ребенок не может самостоятельно её достать, помочь ему, подперев под стопы свои руки. Можно повторять упражнение до 4 раз.
Шестой месяц характерен новыми достижениями. Ребёнок научился переворачиваться с живота на спину и наоборот. Мы можем заметить, как ребенок пытается ползти при помощи рук, переставляя их.
К гимнастике и массажу прибавляется: присаживание за отведенные в сторону руки»; «парение на спине».
«Полоса препятствий». На пути у ребенка выложить несколько невысоких подушек, перед каждой положить интересную игрушку для стимуляции интереса. Ребёнок будет пытаться добраться до игрушек.
Седьмой месяц характеризуется хорошим ползанием в разных направлениях. Для развития ребенку можно предложить гимнастические упражнения: «стимулирование ползания»; «скользящие шаги».
Игра для развития активного ползания.
В комнате разложите звучащие игрушки, прикрыв их салфеткой. Приведите в действие первую игрушку – например, покачните колокольчик, при этом, не показывая его. Малыш заинтересуется, подползет к игрушке, подымет салфетку. Дайте поиграть с игрушкой ребенку. Изобразите, как можно взять предмет ручкой (захватить сбоку, сверху, снизу и т. д.).
Далее повторите игру со следующим звучащим предметом.
Восьмой месяц. Ребенок самостоятельно садится и сидит, ложится. Держась руками за барьер, переступает.
Развиваем движения массажем и гимнастикой: «круговые движения руками»; «поднятие выпрямленных ног», «приподнимание из положения на животе» (вставание).
Малышу можно предложить игру «Найди игрушку»
Положить малыша на спину недалеко с любимой игрушкой. Позовите его по имени и стимулируйте, для того чтобы он перевернулся к игрушке и постарался дотянуться до нее.
Девятый месяц характеризуется обретением новых движений. Ребенок учится переходить от одного предмета к другому, немного придерживаясь за них.
Гимнастика и массаж добавляем «Присаживание, держась за кольца (для сгибателей рук)».
Развивающая игра для ребенка в 9 месяцев
Как сесть на пол: Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение.
Десятый месяц. Ребенок пытается взойти на невысокую поверхность, держась за перила и сойти с неё.
Массаж и гимнастика повторяет все, что было на девятом месяце.
Для развития движений включать игровые ситуации и специальные пособия, побуждающие ребенка к элементам самостоятельной ходьбы (подъем на горку-манеж, мостик и т. п. с переходом от ползания к подъему у опоры, передвижение вдоль опоры и т. п.)
Одиннадцатый месяц. Ребёнок самостоятельно стоит. Наблюдаем первые самостоятельные шаги.
Новое упражнение «Наклоны и выпрямление туловища».
Добавляем игры:
1.«Позвони в колокольчик».
Воспитатель подводит за ручку малыша к свисающему колокольчику, звенит, вызывая интерес к предмету.
Затем, страхуя малыша сзади, оставляет его без поддержки на 1—2 мин. Побуждает толкнуть колокольчик – позвонить. Игра имеет варианты: используются другие звучащие игрушки (бубен, бубенчики, барабан).
2. «Иди за мячом!»
Воспитатель, толкнув мяч, побуждает ребенка двигаться за ним, держась за опору. Далее меняется направление движения мяча и ребенка.
Двенадцатый месяц Ребёнок ходит самостоятельно без опоры.
Добавляем гимнастическое упражнение «Приседание, держась за предметы.
Развивающие игры :
Ходьба.
Воспитатель высыпает из коробки шарики на пол и предлагает малышу собрать их в коробку. Если ребенку трудно, воспитатель выполняет упражнение вместе с ним, называя предметы, например, «красный шарик», «зеленый шарик» и т. п.
Подвижная игра.
Эта часть занятия выполняется с взрослым, который держит ребенка за левую ручку. В правую ручку воспитатель дает ребенку игрушку-каталку, которую малыш держит за палочку и передвигает впереди себя.
Чем быстрее ребенок идет, тем интенсивнее бабочка машет крылышками (крутятся шарики, гремят колокольца, вращаются колечки и т. п.)
Примечание. Все занятие длится не более 5-10 минут.
Игровые упражнения для развития общих движений и ходьбы
1. Ходьба по дорожке к игрушке (Мишке, Зайке и т. п.).
2. Ходьба к игрушкам, расположенным в разных частях комнаты. У каждого предмета разворачивается игровой момент.
3. Ходьба к предмету по просьбе взрослого: «Принеси», например, кубик или колечко и т. п.
И это только небольшой перечень развивающих игр, комплексов массажа и гимнастики, которые можно использовать на занятиях с детьми до года.
Есть еще многообразный комплекс упражнений на гимнастическом мяче (фитбол, который в младенчестве способствует расслаблению мышц детей с повышенным тонусом, развивает вестибулярный аппарат, расслабляет мышцы живота, улучшая пищеварение. Гимнастический мяч укрепляет мышцы спины.
Также нужно четко следить за нужным оборудованием для данного возраста, а это: различные развивающие игрушки, (куклы би-ба-бо, неваляшки, яркие гремящие игрушки, небьющееся зеркало и т. д.); гимнастический мяч; мобильные яркие коврики; музыкальные игрушки, а также проигрыватель и т. д.
Но что же делать, если у ребенка наблюдается отставание в развитии двигательных навыков? Тогда нужна коррекционная работа. Никогда коррекция, направленная на положительный результат, не будет направлена только на одну линию развития ребенка. Все должно корректироваться в комплексе. Коррекция должна выстраиваться не с учетом возрастных особенностей, а с учетом индивидуального уровня развития ребёнка. Коррекционно-педагогическая работа должна быть основана на взаимосвязи с лечебными мероприятиями, направленными на развитие движений. Необходима связь воспитателя, логопеда, невропатолога, врача и инструктора ЛФК, при обследовании ребенка, их общий вывод при постановке диагноза и медико-педагогической коррекции.
Как вывод нужно и важно отметить взаимосвязь всех ведущих линий развития жизни ребенка. Не может развитие движений обходиться без эмоционального общения взрослого и ребенка. Не будет эффекта, если мы будем развивать исключительно общие движения ребенка без развития движения руки, без слухового и зрительного восприятия нашего мира.
Итак, в комплексе развития всех линий мы увидим результат. И даже при отставании в развитии - наши дети могут много достичь.
Список литературы:
1) «Развитие и воспитание детей в домах ребенка» В. А. Доскин, З. С. Макарова, Р. В. Ямпольская, Л. Г. Голубева, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт, М. В. Лещенко.
2) «Воспитание и обучение детей раннего возраста» А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Л. И. Каплан и др.
3)«Реабилитация детей в домах ребенка» В. А. Доскин, З. С. Макарова, Р. В. Ямпольская и др.
4) «Мы: общение и игра взрослого и младенца» Е. Р.
Баенская, Ю. А Разенкова и др.
5) Журналы с интернет сайтов.