Наталия Федярина
Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников.
Выполнила: Федярина Наталия Савельевна
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка [8]. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что – то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [6].
Публикация «Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях [10].
Большие возможности в воспитании, развитии, образовании заложены в играх, прежде всего дидактических.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов вообще.
Дидактические игры – это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.)
Дидактическая игра способствует социально – нравственному развитию ребенка – дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.
Дидактическая игра способствует художественно – эстетическому воспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа [6].
Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком.
Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача предполагает формирование средств и способов познания.
Роль дидактических игр в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д [9].
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи [8]. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр :
– предметные;
– настольно-печатные;
– словесные.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности [11].
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
2. Особенности проведения дидактических игр с природным материалом
Дидактическая игра – не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром.
Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображениями растений и животных.
В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?». Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет его овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают руку в мешочек, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают его всей группе.
После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных, в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям).
В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.
Словесные дидактические игры организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.
Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке.
В ходе дидактической игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании.
Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корна, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.
Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока[4] :
- игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
- игры для формирования нравственно – оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.
В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально – психологической готовности принять информацию о природе.
В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам.
Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, кукую пользу приносят человеку [5] .
Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них - великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?» Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть». Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живой природы.
Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.
Дидактическая игра – одно из эффективных средств обучения. Её можно использовать как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, причём часто она возникает по инициативе ребёнка. В дидактической игре познавательные задачи (например, определить свойства и качества предмета, классификация и группировка) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль и др., что и делает дидактическую игру особой формой обучения – лёгкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические игры на материале природы могут быть самые разнообразные : закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.
Планируя образовательную деятельность, включающую дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае происходит процесс «разрушения» дидактической игры.
Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры.
Пример:
Название игры Дидактическая задача Ход игры
«Угадай, что где растет» Уточнить знания детей о названии растений и месте их произрастания. Развивать внимание, сообразительность, память. Дети стоят в кругу, Воспитатель (или ребёнок) бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород, лес и т. д.). Поймавший мяч должен назвать соответствующее растение.
«Что сначала, что потом?» Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов. Развивать умение устанавливать последовательность связи, объяснять свои действия. Развивать внимание, сообразительность. Вынуть из конверта картинки и быстро разложить их по порядку (начиная с любой картинки или по заданию воспитателя «начни с этой картинки»).
Объяснить, почему так разложил.
«Когда это бывает?» Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе. Развивать умение детей классифицировать, развивать связную речь, внимание, быстроту мышления. Воспитатель (или ребёнок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопад). Дети быстро поднимают квадрат соответствующего цвета (жёлтый – осень). Кто-то из детей рассказывает, какие другие явления бывают в это время года.
При использовании дидактической игры необходимо следовать определё нным педагогическим принципам:
1) Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путём непосредственного восприятия;
2) Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3) Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4) Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5) Конкретно и чётко объяснять правила.
С детьми старшего дошкольного возраста интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий и прогулок. Так, осенью детям можно предложить игры с листьями: «найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или кустарник по описанию», «Узнай на ощупь, с какого дерева лист». Введение элементов соревнования: «кто быстрее?», «кто больше?» - повышает интерес детей к этим играм.
Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшей группы. Часто они опускают одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выделяя лишь самое яркое, привлекающее внимание («Когда весна придёт, деревья сразу расти начнут. Листочки и цветочки вырастут и семена будут». «Посеем семена и цветы расцветут».). Дидактические игры с картинками, например разные варианты дидактической игры «Что сначала, что потом?», помогают детям уяснить последовательность развития отдельного растения, а также последовательность времён года (осень-зима-весна-лето). Интересно, что меньшее количество ошибок наблюдается при установлении детьми последовательности сезонов, особенно в тех случаях, когда задание не ограничивается предложением «начни с осенней или летней и т. д. картинки», а ребёнок начинает с картинки по своему усмотрению. В таких случаях дети обычно начинают с картинки соответствующей настоящему сезону. При конкретизации задания трудность вызывает последовательность, начинающаяся с весеннего времени года. Наименьшее число ошибок приходиться на последовательность «осень-зима-весна-лето». Очевидно, это связано с тем, что ознакомление детей с сезонными явлениями в природе в детском саду начинается в любой группе с осени.
Задание, данное воспитателем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала, что потом, и расскажи, почему ты так разложил»,- требует от ребёнка не только предметного действия, но и его объяснения. Задание лучше давать паре детей, все остальные проверяют, насколько правильно и быстро они его выполняют. Постепенно требования к выполнению заданий повышаются: оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения более полными. Сокращается время выполнения задания.
Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры «Устроим выставку картин на тему «Зима – лето», «Когда это бывает».
Цель игры «Устроим выставку картин на тему «Зима – лето» - уточнение знаний детей об особенностях этих сезонов, развивать умение обобщать. Игровое действие может выступать в двух планах: кто быстрее отберёт картинки, кто лучше расскажет. Ребёнку необходимо объяснить свой выбор, если он затрудняется предложить ему дополнительные вопросы: «Объясни, почему эти картинки ты повесил на «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает», «Видел ли ты такое осенью, (весной?».
Постепенно дети подходят к полному выполнению задания, т. е. мотивируют своё распределение картинок.
Приобретение умения классифицировать, сравнивать и обобщать в большей степени способствует развитию речи детей, которая становится связной и довольно выразительной.
Поскольку в процессе ознакомления детей с сезонными изменениями в природе воспитатель показывает им и сезонный труд людей, в дидактических играх используются и соответствующие картинки. Классифицируя их по принадлежности к тому или иному сезонному труду, дети обстоятельно объясняют, употребляя правильную терминологию, почему они именно так разложили картинки.
Постепенно в набор картинок включаются картинки, характеризующие разные периоды одного сезона, и в соответствии с этим изменяется задание: «Расскажи, когда это бывает: в начале, в середине или конце сезона; что бывает потом?».
Для поддержания интереса остальных детей при выполнении задания одним из них, предлагается им анализировать действия и ответы этого ребёнка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения. Всё это способствует развитию доказательной речи. Так, коллективно дети подходят к правильному и точному выполнению задания. Ребята довольно свободно оперируют своими знаниями, передают в речи последовательность явлений, устанавливают их причины, используя в речи правильную терминологию.
3. Анализ задач одной из образовательных комплексных программ. по формированию у детей знаний о природе в старшей группе.
Экологическое воспитание и образование- одна из основных частей воспитания детей. Сложность этой задачи, приобретающей всё большую актуальность в необходимости изменить в сознании людей старые представления о взаимодействии общества и природы.
Психологи и педагоги утверждают: маленький ребёнок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства- в семье и в детском саду.
Вот поэтому, чтобы воспитать экологически культурным новое поколение, педагоги нашего ДОУ уже много лет работают над этой проблемой.
Основные задачи, которые ставят перед собой воспитатели это:
1. Воспитать у детей гуманную социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу.
2. Развивать представление о самоценности природы, положительное отношение к ней.
3. Сравнивать и обогащать собственные наблюдения, видеть красоту окружающего мира.
4. Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Сегодня существует много программ и методик по экологическому воспитанию дошкольников. Однако они не полностью охватывают многие экологические проблемы.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы». В основе этой программы положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций. Содержание программы способствует развитию личности ребёнка в целом, его экологического сознания, правильного отношения к природе.
Основной упор педагоги ДОУ делают на программу Н. Рыжовой «Наш дом- природа». Педагоги пришли к выводу и с уверенностью могут сказать, что эта программа охватывает все те проблемы, которые действительно необходимы для воспитания нового современного поколения. Методы работы, которые предлагает Н. Рыжова воспитатели стараются, в доступной форме, донести до сознания детей, чтобы они могли понять основные черты мира, выходящие за пределы их родного дома, чтобы дети могли применять в жизни знания, которые в дальнейшем встретятся на их жизненном пути.