Ирина Михейкина
Использование элементов ТРИЗ в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте территория познания детей резко расширяется. Ребенок начинает понимать, что мир, в котором он живет - огромный, многообразный. Все в нем находится в определенных связях и зависимостях. Поэтому у него возникает познавательная потребность в упорядочении накопленных представлений о мире.
Наше ДОУ работает по программе под редакцией Л. А. Венгера «Развитие», где содержание экологического образования детей дошкольного возраста придерживается требований государственного стандарта по созданию условий для развития у детей экологического сознания и культуры. Проанализировав методы и приёмы, предложенные авторами программы, мы обратились к инновационным экологическим программам, основанным на методах ТРИЗ-технологии («В гармонии с природой» Л. Ф. Павленко, Ульяновск ИПКПРО, 1999 г. ; «Шаг в неизвестность» Т. В. Владимирова, Ульяновск, 2001 г. ; «Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского санатория» А. В. Корзун, Минск, 2000 г.). Вся работа состояла из трё х этапов:
Публикация «Использование элементов ТРИЗ в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
На первом этапе давалась педагогическая оценка уровня сформированности познавательных способностей, компетентности родителей по данной проблеме, анализа созданных условий в группе, для развития диалектического, системного мышления, установления закономерностей развития объектов природы, для экспериментирования.
Работа второго этапа основывается на том, что у детей уже накоплен определённый опыт. Задача воспитателя обобщить и систематизировать знания, сформировать основы экологического сознания. Занятия проводились так, чтобы стимулировать познавательный интерес, формировать желание быть полезным. Большое значение имела мотивация, желание найти ответы на возникший вопрос или помощь какому-либо персонажу.
На занятиях широко использовали системный оператор, который позволял формировать системное мышление, умение видеть объекты в развитии, их место в природной иерархии, а так же их структуру, тем самым формировали умение видеть строение окружающего мира, этапы его становления, взаимосвязи, причинно-следственные связи. Учитывая, психологические особенности дошкольников, обучение строилось на основе игр.
• Для развития умения видеть надсистемные связи включались игры: «Где живут братишки у березки, лилии, ромашки, вороны?», «Назови соседей?», «Угадай, где я?», «Кто мой друг?», «Где мой дом?» и др.
• Игры типа: «Полезен - вреден», «Что умеет?», «Зачем нужен?» (вода, лес, воздух, ветер и т. д.) помогали закрепить понятия о функциональном назначении объекта.
• Формировать умения видеть составляющие объекта помогали игры: «Угадай по части целое», «Чем похожи и чем отличаются?», «Какой части не хватает?», «Вершки и корешки», «Какая часть лишняя» и др.
• Игры «Что с начало, что потом», «Раньше - позже», «От семечка до …», «Поезд времени» и т. д. помогали ориентироваться во времени.
Широко в работе использовалась игра «Хорошо – плохо», которая позволяла увидеть противоречивость окружающего мира, а так же, что каждый объект, явление имеет две стороны.
Эта игра помогала подвести детей к формулировке противоречий, заставляющих детей отказаться от привычного способа решения. При разрешении противоречий мы пытаемся с детьми сформулировать ИКР (идеальный конечный результат, при этом стараемся учитывать нежелательные эффекты. Например: (цветы рвать нельзя, а лекарства нужны. Как быть? – выращивать на плантациях, собирать не все, оставлять на семена). Все это формирует диалектическое мышление, помогающее детям правильно оценивать ситуацию.
Сужать поле поиска учились с помощью игры «Да – нет». Метод дихотомия помогает развитию умения классифицировать информацию, с помощью вопросов. Мы использовали в работе с детьми линейную, плоскостную «Да – нетку». Важно, чтобы дети могли последовательно исключать группы предметов.
Так же дети с интересом играли в игры с использованием кругов Луллия. Сектор круга являлся ячейкой с информацией для изучения. (Для игр «Кто где живет?», «Что было бы, если …», «Как это поможет объекту?» и др.) использовались схемы и картинки.
Особое значение придавалось формированию умения пользоваться схемами, моделями, составлять их и читать. Схемы дети придумывали сами, что способствовало формированию теоретического мышления. Использование схем и моделей помогало детям наглядно видеть взаимосвязи растительного и животного мира, преимущество одной системы над другой и наоборот, изменение внешнего вида животных в зависимости от изменения условий жизни (пища, укрытия, жилища). Широкое применение морфологических таблиц – позволяло моделировать внешний вид растений, часто встречающиеся в разных экосистемах, делая акцент на условия жизни.
Работа продолжалась на кружке «Следопыт», где дети знакомились с объектами и явлениями неживой природы, моделировали вещества и предметы, их агрегатные состояния. Занятия были наполнены опытами («Поведение двух капель», «Сохрани мороженное», «Мыльные пузыри», «Растворы»).
На третьем этапе оценили результативность работы. Дети научились искать более рациональные способы решения экологических проблем, задавать много вопросов, экспериментировать, радоваться своим открытиям, использовать схемы и модели для решения поставленных задач, грамотно пользоваться экологическим правилами поведения в природе.
Данная работа позволила не только обогатить детей знаниями, сформировать умения, навыки, но и позволила применять их в разных сферах деятельности. Мы находимся в начале пути по освоению ТРИЗ-технологии, результаты на наш, взгляд, получились обнадёживающие и вселяют оптимизм, а так же желание продолжать освоение данной технологии.
Михейкина И. Ю., старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 37»