Надрышина Надежда
Опыт работы по ТРИЗ «Моделирование маленькими человечками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «ТРИЗ в детском саду» не нова, но мне кажется, что она сейчас очень актуальна. Использование инструментов, элементов, приемов теории изобретательности позволяют увидеть перспективы в работе с детьми.
Познакомившись с теорией ТРИЗ, я поставила цель в работе- формировать у детей творческое мышление, т. е. воспитывать творческую личность, подготовленную к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности. Добиваясь этой цели, я решила ввести элементы теории, которые наиболее эффективны и понятны для меня. Ведь, чтобы чему-то учить детей, нужно очень хорошо знать самой. Основное правило в работе по элементам ТРИЗ-доходчиво и просто подавать материал и формулировать сложные, казалось бы ситуации. Поэтому, я начала учить детей применять тризовские решения перед встающими перед ними проблемами через сказки, игровые и бытовые ситуации В теории ТРИЗ несколько эффективных методов, но я хочу рассказать, как обучала детей методу моделирования маленькими человечками (ММЧ).
Публикация «Опыт работы по ТРИЗ „Моделирование маленькими человечками“» размещена в разделах
Дети часто задают мне вопросы: «Почему камень твердый? Что такое электричество? и т. д. Эти вопросы ставили меня в затруднительное положение. Но как же объяснить ребенку все подобного рода «почему?», «как?», «откуда?». Задача усложнялась еще и тем, что нужно не только объяснить, а учитывая особенности мышления дошкольников, показать наглядно- образно. Метод ММЧ позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ, физическую сущность явлений и процессов, происходящих в живой и неживой природе. Я рассказала детям, что все, что нас окружает состоит из маленьких человечков. Они могут думать, выполнять действия, вести себя по-разному, У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на их места, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия. Вместе с детьми мы построили модели с наиболее часто встречающимися человечками, разными по характеру и свойствам. Человечки, которые образуют твердое вещество или предмет, крепко держатся за руки. Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга плечами. Их связь непрочна. Газообразное вещество образуют человечки, которые бегают, прыгают, летают независимо друг от друга, лишь иногда сталкиваясь или задевая один другого.
На первом этапе я научила детей моделировать вещество и описывать его. На рисунке2 изображены человечки твердого вещества. В реальной жизни это может быть камень, кирпич, мел и т. д. Таким же образом моделируются жидкие и газообразные вещества. На этом этапе я использовала прием загадки. Один из детей строит любую модель, а остальные пытаются ее отгадать.
Постепенно я стала усложнять задания, предлагая построить модель тарелки супа, чашки с молоком, аквариума, т. е. таких объектов, которые состоят из двух, трех и более веществ.
На следующем этапе я начала учить моделировать процессы, происходящие с веществом и процессы взаимодействия между веществами. Например, если на рис. 2 заменить одного человека твердого тела на человека жидкости, то это может быть процесс плавления железа или таяние снега. Для моделирования процессов взаимодействия ввели символы, обозначающие положительное взаимодействие - «+», отрицательное - «-», бездействие «0». Чтобы детям было более понятен процесс взаимодействия, я предложила построить модель кубика, лежащего на столе. Между кубиком и столом положительное взаимодействие (рис. 3). А если в нескольких сантиметрах от 1-го кубика положит второй, то каково будет взаимодействие между ними? В данном случае это будет бездействие, т. е. "0". После этого я предложила детям построить самим модель льда, плавающего в море.
После того, как я познакомила детей с ММЧ, мне стало нетрудно объяснять детям ответы на их вопросы.
С помощью ММЧ можно обыграть любой режимный момент, объясняя детям сущность того или иного процесса. Так же с использованием ММЧ интересно проводить познавательные занятия, занятия – эксперименты, игры по обучению грамоте, математике, занятия по изобразительной деятельности. Таким образом, применяемый мною в практической деятельности метод ТРИЗ помогает в решении задач развивающего обучения и способствует развитию познавательных процессов у детей.