Оксана Рахматуллина
Мастер-класс «Дошкольный туризм в экологическом образовании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Целью современного экологического процесса сегодня стало экологическое образование.
Значение экологического воспитания трудно переоценить. Являясь частью познавательного развития, оно тесно спряжено с процессом освоения детьми этических норм (слайд2).
Экологический туризм, как эффективное средство экологического воспитания, максимально соответствует требованиям Федеральных образовательных государственных стандартов дошкольного образования.
Публикация «Мастер-класс „Дошкольный туризм в экологическом образовании дошкольников“» размещена в разделах
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность внедрения экологического направления в туризме предусматривает следующие результаты (слайд3) :
-Личностные результаты:
Формирование основ экологической культуры соответствующие современному уровню экологического мышления; развитие опыта экологически- ориентированной личности
-Метапредметные результаты:
Формирование и развитие экологического мышления и применение его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
-Предметные результаты:
Формирование экологической грамотности
-Экологическое сознание- осознанное понимание своей ответственности за сохранение жизни на земле в целом, растений и животных в частности.
Экологическое образование в стенах ДОУ это уже не наука, а тесное взаимоотношение ребенка с природой (слайд 4).
Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Он является одним из эффективных видов деятельности, позволяющий в полном объеме использовать все возможности природного окружения для комплексного решения задачи экологического и физического воспитания детей (слайд5).
В нашем детском саду представлены такие технологии работы, как: виртуальный туризм, спортивное ориентирование и непосредственно туристические походы и прогулки (слайд6).
Все разнообразие живых объектов, конечно, доступна и в форме изображений, но такая форма не обеспечивает искомой непосредственности взаимодействия. Экологический туризм позволяет расширить спектр объектов, доступных для реального общения, объектов живой и неживой природы.
Историко-краеведческие прогулки направлены на изучение особенностей истории, природы родного края и проводятся с целью экологического образования детей (слайд7).
Экологическим туризмом называют путешествия к относительно неискаженным или незагрязненным областям с уникальными природными объектами
Цель экотуризма :
формирование интереса к природному окружению родного края, развитие кругозора и формирование мотивации к активной двигательной деятельности (слайд8).
Удобнее начинать знакомить детей с экотуризмом на территории дошкольного учреждения через тренировочные прогулки, формируя у детей знания о бережном отношении к природе. Дети учатся работать с простейшими схемами, планами, отражающими реальное пространство,ориентироваться в предметно-пространственном окружении с помощью доступных туристских упражнений прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка, прохождения полосы препятствий и т. п.) (слайд9-13).
Походы экологического содержания вызывают большой эмоциональный отклик у дошкольников (слайд14-17). Походы за территорию детского сада могут быть:
-Спортивно-тренировочные, предполагающие прохождение достаточно длительного маршрута повышенной для дошкольников сложности (с преодолением различных естественных препятствий).
-Краеведческие прогулки, которые направлены на изучение особенностей природы родного края.
-Прогулка-пленэр, цели которой направлены на решение преимущественно задач художественно-эстетического воспитания.
-Развлекательные сюжетные прогулки, включающие в себя элементы развлечений, сюрпризов, увлекательных
Впечатления от путешествия обязательно обсуждаются и фиксируются. Способами фиксации могут быть рисунки, игры, коллективные рассказы, альбомы с подробным описанием маршрута и представителей животного и растительного мира, сбор природных материалов, которые используются в оформлении экологических центров групп, создании поделок, в играх.
Походы - квесты это достаточно новое направление в туристической деятельности детей, набирающее широкую популярность (слайд 18-21). Их целью является формирование экологической культуры на основе туристической деятельности. Дети учатся элементарным навыкам экологических решений при возникновении опасных ситуаций в живой природе, применяя на практике полученные знания в области туристической деятельности. Такие походы помогают привить детям интерес к ЗОЖ и любовь к природе родного края через интересные задания-игры.
Виртуальный туризм (слайд 22-24) знакомит с туризмом через рассматривание фотографий, альбомов, папок, просмотр презентации и видеофильмов( «Я там был, я это видел», «Я там хочу побывать…», чтение художественной литературы, беседы, тренинги, игры по безопасности.
Совместные походы и праздники (слайд24-26) с родителями сплачивают и помогают решить проблемы взаимодействия ДОУ и семьи, находить общие пути в решении экологических проблем, пополнить педагогическую копилку новыми фильмами, созданные родителями воспитанников и педагогами о местах их путешествий, интересных экологических и исторических уголках Российской Федерации и других стран.
Таким образом, опыт использования экологических прогулок-походов в условиях дошкольного учреждения позволяет говорить о них как универсальном средстве воспитания в период дошкольного детства.
Экологический туризм способствует комплексному решению задач развития личности ребенка, становлению интегрированных качеств таких как любознательность, инициативность, умение включаться в совместную со сверстниками и взрослыми деятельность.